IT-Reviews    

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ И РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

c78089d0 Источник:
Прокопьев М.Н. Статья в формате PDF 131 KB

В качестве одного из основных компонентов образовательная система в медицинском вузе включает развернутую модель специалиста-врача с отражением необходимого для него уровня деловых и личностных качеств, знаний и умений. Однако современные достижения науки и широкое внедрение научных технологий в производственные процессы в сфере медицинского обслуживания населения повысили требования на рынке труда к выпускникам вузов. Более того, рынок труда формулирует современные требования к рынку образовательных услуг. Сегодня для каждого выпускника вуза главным становится не овладение профессией, а достижение определенного образовательного уровня, овладение определенными компетенциями, чтобы быть конкурентноспособным. Поэтому, в настоящее время, в вузах страны осуществляется интенсификация учебного процесса по проблеме компетентностно-ориентированного подхода с целью подготовки выпускника, способного сразу же после окончания вуза эффективно исполнять свои профессиональные обязанности. В связи с этим молодые специалисты должны обладать не только стандартным объемом теоретической и практической подготовки в соответствии с Государственным образовательным стандартом, но и обладать потребностью к саморазвитию, повышению своего профессионального интеллектуального уровня, к анализу достижений медицинской науки и практики, к внедрению новых технологий в практическое здравоохранение. К сожалению, следует отметить, что в процессе обучения в общеобразовательной школе формированию у учащихся умений самостоятельно приобретать знания не уделяется должного внимания, поэтому свыше 80% студентов на первых курсах обучения в вузе не в состоянии самостоятельно отыскать нужную информацию в рекомендуемых учебных и научных изданиях [1]. В связи с этим основная нагрузка по формированию, развитию и реализации самостоятельности выпускников школ в изучении учебных программ ложится на профессорско-преподавательский состав вузов. Как следствие, одной из главных задач учебного процесса вуза является развитие интеллектуальных способностей у студентов, определяющих индивидуальный способ мышления и способствующих саморазвитию личности. Поэтому важная роль в процессе обучения принадлежит самостоятельной работе студентов над учебным материалом, которая не только способствует усвоению студентами содержания учебного материала, приобретению навыков и умений будущей профессиональной деятельности, но и формирует потребность в постоянном самосовершенствовании, самообразовании, оказывает положительное влияние на расширение кругозора. При этом, конечно же, самостоятельная работа должна выполняться под контролем преподавателей. В частности, педагоги высшей школы несут ответственность за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, за воспитание их творческой активности и инициативы, о чем указано в Письме Министерства Образования РФ №14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» от 27 ноября 2002 г.

Общеизвестно, что самостоятельная работа качественно реализуется лишь при осознании студентами содержания учебного материала и конкретных действий по его обработке. При этом процесс осознания содержания учебного материала осуществляется посредством таких действий, как чтение и декодирование начального содержания, обработка и осознание содержания, конспектирование обработанного и осознанного содержания. Повышение роли самостоятельной работы студентов предполагает совершенствование методов и форм обучения, модернизацию и реорганизацию учебно-методической документации и всего учебного процесса. Современные педагогические технологии должны предполагать формирование креативного поля для студентов, то есть пространства возможных вариантов творческого решения учебно-познавательных задач, поэтому в основу их содержания обязательно должны быть положены такие компетенции, как:
1) учебно-исследовательская (умение самостоятельно учиться); 2) социальная (умение адаптироваться и сосуществовать в социуме); 3) саморазвития (умение совершенствовать свои знания); 4) проблемно-прикладная (умение применить знания в зависимости от возникающих проблемных ситуаций); 5) информационная (умение добывать, анализировать и перерабатывать полученную информацию) [2].

В настоящее время при организации учебного процесса в вузах широко внедряются различные педагогические технологии и методы, содержание которых в той или иной степени направлено на развитие самостоятельности у студентов в изучении программных дисциплин. К ним относятся модульная технология обучения, междисциплинарная интеграция, информационные технологии, производственная практика, метод портфолио, контролирующие балльно-рейтинговая система и система тестов, учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов и другие. В рамках настоящей работы, остановлюсь на приоритетах реализации самостоятельной работы студентов при использовании модульной технологии обучения, междисциплинарной интеграции, методе портфолио, блоке информационных технологий и производственной практике. Так, модульная технология, основанная на личностно-деятельностном подходе, предполагает разделение содержания каждой темы курса на компоненты, являющиеся структурными элементами модульной программы дисциплины, и обеспечивает студентам не только самостоятельность в изучении учебного материала, но и свободу их самореализации, создает благоприятные условия для формирования у студентов наблюдательности, повышения их заинтересованности в смысловом содержании тем модуля. Одним из инновационных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов является метод портфолио. Он может быть широко использован при реализации модульной технологии обучения и представляет собой, во-первых, как набор работ, публикаций и различных материалов студента, связывающий все аспекты его деятельности при изучении дисциплины в целостную картину и, во-вторых, как файловая папка, в которую студенты подбирают учебный материал в соответствии с перечнем вопросов для самоподготовки к практическим занятиям по конкретным темам изучаемых дисциплин (так называемые тематические портфолио). В любом портфолио обязательно должны быть отражены такие разделы, как варианты выполненных домашних работ, результаты контрольных работ, описание решения ситуационных задач, оценка студентом собственного портфолио, размышления о неоднозначных решениях изучаемых вопросов, аргументированные личные выводы, аналитические заметки о выполненной работе и, конечно же, «письмо студенту» от преподавателя с комментариями, рекомендациями, оценкой и пожеланиями по изучаемой теме [3]. Использование метода портфолио представляет собой не только воплощение идеи активного сбора информации студентами при подготовке к текущему занятию, но и позволяет развивать исследовательские умения в процессе работы с информацией. Об этом говорят результаты внедрения метода в учебном процессе на кафедрах Медицинского института СурГУ. В частности, результаты портфолио позволяют оценивать уровень развития у студентов таких ценностей, как умение самостоятельно определять направление в изучении темы, анализировать информационные потоки, выделять ключевую информацию, делать самостоятельные выводы. Это дает возможность констатировать, что метод портфолио позволяет развивать у студентов умение анализировать и оценивать процесс собственного развития, развивать способности к самостоятельному поиску теоретической и практической информации относительно изучаемой дисциплины, определять проблемы и пути рационального их решения, развивать способности критического анализа полученных знаний при осмыслении использования их на практике применительно к будущей профессии по окончании высшего учебного заведения. Отбор материала для портфолио представляет собой кропотливую индивидуальную самостоятельную работу, позволяющую каждому студенту продумывать и осуществлять поиск оптимального решения конкретных задач, дающую возможность проанализировать и оценить уровень собственной деятельности в целях своего профессионально-творческого саморазвития. Данный вид работы требует от студентов большего времени на самоподготовку, но, в конечном итоге, закладывает основу глубоких знаний.

Что касается междисциплинарной интеграции, то она обеспечивает ориентацию студентов в образовательном пространстве и способствует интенсификации, систематизации и оптимизации учебно-познавательной деятельности на самостоятельном этапе изучения учебных дисциплин. В свою очередь, различные информационные технологии позволяют каждому студенту в удобное для него время осваивать учебный материал и способствуют активизации личностно-ориентированной познавательной деятельности студентов, повышают уровень мотивации обучения и способствуют их гармоничному вхождению в информационное пространство. Интерактивные образовательные технологии способствуют также развитию критического мышления у студентов, формируют у них навыки самостоятельной работы, способствуют осознанному планированию собственного образовательного маршрута [4].

Особое место в совершенствовании самостоятельной работы студентов и, одновременно, повышении их профессионального мастерства имеет производственная практика на базе лечебно-профилактических учреждений. В частности, профессиональные врачебные качества отрабатываются при самостоятельном освоении и применении на практике современных методов клинического и лабораторного обследования курируемых больных, при самостоятельном обосновании клинического диагноза, при самостоятельном выборе рационального лечения, при самостоятельном оказании неотложной медицинской помощи, при самостоятельном уходе за больными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Морозова Л.А. Особенности самообразовательной деятельности в условиях вуза / Проблемы уч.-метод. и воспит. работы в вузе. - Мат-лы III межрегион. науч.-практ. конференции. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006, Т. 2. - С. 124-130.
  2. Калганова Е.В. Методы обучения учащихся на уроке как одно из средств формирования их ключевых компетенций / Наука и инновации XXI века: мат-лы V открытой окружной конф. молодых ученых. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2005. - С. 245-246.
  3. Преподаватель высшей школы: психолого-педагогические основы профессиональной компетентности: учебные материалы на компакт-диске (УДК 378.661.126 (07), ISBN 5-7243-0006-0). - СПб ГМА им. И.И. Мечникова, 2007.
  4. Повзун В.Д., Повзун А.А. Интерактивная образовательная технология как средство формирования навыков самостоятельной работы и развития критического мышления студентов в университете / Проблемы уч.-метод. и воспит. работы в вузе: Мат-лы IV межрегион. науч.-практ. конференции. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2008. - С. 67-75.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЕГО РАЗВИТИЕМ

На основе системного анализа функционирования экономической деятельности промышленного предприятия введена его теоретическая кривая прогнозирования бизнеса и разработан алгоритм выхода на данную кривую в процессе стратегического управления развитием предприятия. ...

27 02 2021 6:28:49

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖМОЛЕКУЛЯРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В ПРОТЕИН-ПОЛИСАХАРИДНЫХ ГЕЛЯХ МЕТОДОМ Н+ЯМР-РЕЛАКСАЦИИ

Методом Н+ Я М Р-релаксации изучены межмолекулярные взаимодействия в гелях крахмала в молочной среде. Установлены зависимости скоростей поперечной и продольной релаксаций протонов от концентрации крахмала для водных и молочных систем. Казеин синергетически влияет на гелеобразующую способность крахмала, который иммобилизует воду в молочной среде более активно, чем в водной. На основании исследований температурной зависимости поперечной релаксации доказано образование комплексного геля, представляющего собой сетку из спиральных молекул крахмала, в ячейки которой включены мицеллы и субмицеллы казеина. ...

26 02 2021 19:26:13

О ТИПАХ И ВИДАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья в формате PDF 151 KB...

25 02 2021 17:35:55

ЛАЗЕР КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 311 KB...

22 02 2021 9:13:16

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 97 KB...

21 02 2021 14:54:57

РОЛЬ ВОДЫ В ОСНОВНЫХ СТРУКТУРАХ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА

Статья в формате PDF 950 KB...

16 02 2021 0:25:44

Правовые аспекты эвтаназии

Статья в формате PDF 102 KB...

11 02 2021 14:37:18

ЛЖЕУЧЕНИЯ И ПАРАНАУКА ХХ ВЕКА Часть 1

Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстрактной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит характер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens. ...

10 02 2021 9:36:34

КОВАЛЕВ АНАТОЛИЙ СПИРИДОНОВИЧ

Статья в формате PDF 338 KB...

05 02 2021 16:24:51

Развитие стекловидного тела глаза человека

Статья в формате PDF 111 KB...

30 01 2021 20:47:53

РОЛЬ ЦИТОКИНОВ В ПАТОГЕНЕЗЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Статья в формате PDF 122 KB...

29 01 2021 17:12:18

К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВОД ОЗЕР ЯКУТСКА

Статья в формате PDF 461 KB...

27 01 2021 22:11:31

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ГИПЕРТРОФИЧЕСКИХ РУБЦОВ

Статья в формате PDF 111 KB...

18 01 2021 6:57:38

Статистические закономерности хронологии космонавтики

В статье описана и исследована методами математической статистики хронологическая аномалия космонавтики. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. Метод исследования, применяемый в работе, преимущественно основан на статистическом анализе хронологии при помощи параметризации дат событий и проверки соответствующего критериального свойства. Используются параметры: условные номера дней с начала летоисчисления N, с начала года n и год Г. Основными информативными параметрами являются интервалы времени между событиями. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. ...

16 01 2021 23:36:43

ПРОБЛЕМА ДУХОВНОГО ОПЫТА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА

В данной статье раскрывается содержание таких понятий, как духовность и религиозность. Анализ названных понятий проходит в контексте рассмотрения самопознания в качестве особого вида деятельности человека. Автором также предлагаются критерии, согласно которым человек может определять степень развития своего сознания. ...

15 01 2021 5:48:36

О МОДУЛЯРНЫХ РЕШЕТКАХ В ИЕРАРХИИ СТРАТ

Статья в формате PDF 139 KB...

12 01 2021 7:50:33

НАСУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 127 KB...

01 01 2021 3:35:35

АНОРОГЕННЫЕ ГРАНИТОИДЫ АБАЙСКОГО МАССИВА ГОРНОГО АЛТАЯ: ПЕТРОЛОГИЯ И ГЕОХИМИЯ

В статье приведены спорные данные предшественников по составу и особенностям становления гранитоидов Абайского массива среднего девона. Новые данные, полученные авторами по петрологии и геохимии, позволяют отнести гранитоиды массива к анорогенному типу ( А-тип) с щелочными минералами (рибекитом, астрофиллитом). Формирование массива протекало в три фазы: 1 – гранодиориты; 2 – граниты, умеренно-щелочные рибекитовые граниты; 3 – лейкограниты и лейкогранит-порфиры. Генерация их происходила в постколлизионной обстановке, инициированной плюмтектоникой. В северо-западной части массива в районе пологого погружения кровли, осложнённой куполовидным поднятием, зафиксировано аномальное обогащение флюидной магматогенной фазы летучими компонентами, и особенно фтором, что указывает на возможность обнаружения здесь редкометалльно-редкоземельного оруденения. ...

30 12 2020 14:39:39

ЭКОЛОГИЯ СИБИРСКОГО РЕГИОНА: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ

Статья в формате PDF 179 KB...

20 12 2020 7:27:53

ЗЕМЛЯ НЕ БЫЛА НАГРЕТОЙ, ТЕМ БОЛЕЕ РАСПЛАВЛЕННОЙ

Статья в формате PDF 111 KB...

10 12 2020 3:26:13

СЕМЬЯ УЛЬЯНОВЫХ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Статья в формате PDF 140 KB...

01 12 2020 18:27:53

ЭНДОЭКОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМА ПЕКТИНА

Статья в формате PDF 244 KB...

28 11 2020 23:22:52

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (учебное пособие)

Статья в формате PDF 107 KB...

26 11 2020 8:51:17

ДАШКЕВИЧ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Статья в формате PDF 64 KB...

14 11 2020 2:24:38

НОВЫЕ МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭПИЛЕПСИИ

Статья в формате PDF 133 KB...

13 11 2020 20:27:15

МЕТОД КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ В МЕГАПОЛИСЕ

Статья в формате PDF 218 KB...

11 11 2020 23:55:17

ГЕНОФОНД АБОРИГЕННЫХ ЖИВОТНЫХ ЗАБАЙКАЛЬЯ

Статья в формате PDF 123 KB...

07 11 2020 11:24:22

ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СИНТЕЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕРВНОЙ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

Авторами проведено комплексное исследование сосудистых и нервных структур всего органокомплекса брюшной полости, что позволило подтвердить общие морфологические закономерности, свойственные млекопитающим отряда хищных, выявить характерные видовые и внутривидовые особенности васкуляризации и иннервации у пушных зверей клеточного содержания. Полученные новые данные о морфологии сосудистых и нервных образований органов брюшной полости млекопитающих являются оригинальными и дают не только полное представление об изученных структурах, но позволяют морфофункционально интерпретировать адаптогенные процессы, протекающие в интегративно-координационных системах организма пушных зверей, находящихся под интенсивным антропогенным воздействием в процессе доместикации. ...

27 10 2020 12:45:13

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ ГЭРБ

Статья в формате PDF 140 KB...

22 10 2020 0:27:58

Доминирования эго-защитных механизмов у студентов

Статья в формате PDF 131 KB...

20 10 2020 19:50:28

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНОЙ РЕНТЫ

Статья в формате PDF 122 KB...

19 10 2020 12:17:32

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬГОЛОГИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ ПРИ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКИ НА НАЗЕМНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ

Обсуждаются возможности использования микроскопических почвенных водорослей при оценке качества окружающей среды. Показано, что в качестве критериев при прогнозировании антропогенной нагрузки на наземные экосистемы можно использовать изменение видового состава и численности почвенных водорослей. ...

17 10 2020 13:43:14

ПРИНЦИПЫ МЕДИКАМЕНТОЗНОЙ КОРРЕКЦИИ МЕТАБОЛИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ИШЕМИЧЕСКОМ ПОВРЕЖДЕНИИ МИОКАРДА

В опытах на беспородных белых крысах с экспериментальной ишемией миокарда в динамике наблюдений отмечено снижение уровня А Т Ф и креатинфосфата в гомогенатах миокарда на фоне подавления активности сукцинатдегидрогеназы, лактатдегидрогеназы, аспартатаминотрансферазы. Достигнуты положительные метаболические эффекты при введении ишемизированным животным неотона – донатора макроэргических связей и оказывающего активирующий эффект на ферменты гликолиза и цикла трикарбоновых кислот в динамике патологии. ...

08 10 2020 4:22:57

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!