ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ И РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В качестве одного из основных компонентов образовательная система в медицинском вузе включает развернутую модель специалиста-врача с отражением необходимого для него уровня деловых и личностных качеств, знаний и умений. Однако современные достижения науки и широкое внедрение научных технологий в производственные процессы в сфере медицинского обслуживания населения повысили требования на рынке труда к выпускникам вузов. Более того, рынок труда формулирует современные требования к рынку образовательных услуг. Сегодня для каждого выпускника вуза главным становится не овладение профессией, а достижение определенного образовательного уровня, овладение определенными компетенциями, чтобы быть конкурентноспособным. Поэтому, в настоящее время, в вузах страны осуществляется интенсификация учебного процесса по проблеме компетентностно-ориентированного подхода с целью подготовки выпускника, способного сразу же после окончания вуза эффективно исполнять свои профессиональные обязанности. В связи с этим молодые специалисты должны обладать не только стандартным объемом теоретической и практической подготовки в соответствии с Государственным образовательным стандартом, но и обладать потребностью к саморазвитию, повышению своего профессионального интеллектуального уровня, к анализу достижений медицинской науки и практики, к внедрению новых технологий в практическое здравоохранение. К сожалению, следует отметить, что в процессе обучения в общеобразовательной школе формированию у учащихся умений самостоятельно приобретать знания не уделяется должного внимания, поэтому свыше 80% студентов на первых курсах обучения в вузе не в состоянии самостоятельно отыскать нужную информацию в рекомендуемых учебных и научных изданиях [1]. В связи с этим основная нагрузка по формированию, развитию и реализации самостоятельности выпускников школ в изучении учебных программ ложится на профессорско-преподавательский состав вузов. Как следствие, одной из главных задач учебного процесса вуза является развитие интеллектуальных способностей у студентов, определяющих индивидуальный способ мышления и способствующих саморазвитию личности. Поэтому важная роль в процессе обучения принадлежит самостоятельной работе студентов над учебным материалом, которая не только способствует усвоению студентами содержания учебного материала, приобретению навыков и умений будущей профессиональной деятельности, но и формирует потребность в постоянном самосовершенствовании, самообразовании, оказывает положительное влияние на расширение кругозора. При этом, конечно же, самостоятельная работа должна выполняться под контролем преподавателей. В частности, педагоги высшей школы несут ответственность за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, за воспитание их творческой активности и инициативы, о чем указано в Письме Министерства Образования РФ №14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» от 27 ноября 2002 г.
Общеизвестно, что самостоятельная работа качественно реализуется лишь при осознании студентами содержания учебного материала и конкретных действий по его обработке. При этом процесс осознания содержания учебного материала осуществляется посредством таких действий, как чтение и декодирование начального содержания, обработка и осознание содержания, конспектирование обработанного и осознанного содержания. Повышение роли самостоятельной работы студентов предполагает совершенствование методов и форм обучения, модернизацию и реорганизацию учебно-методической документации и всего учебного процесса. Современные педагогические технологии должны предполагать формирование креативного поля для студентов, то есть пространства возможных вариантов творческого решения учебно-познавательных задач, поэтому в основу их содержания обязательно должны быть положены такие компетенции, как:
1) учебно-исследовательская (умение самостоятельно учиться); 2) социальная (умение адаптироваться и сосуществовать в социуме); 3) саморазвития (умение совершенствовать свои знания); 4) проблемно-прикладная (умение применить знания в зависимости от возникающих проблемных ситуаций); 5) информационная (умение добывать, анализировать и перерабатывать полученную информацию) [2].
В настоящее время при организации учебного процесса в вузах широко внедряются различные педагогические технологии и методы, содержание которых в той или иной степени направлено на развитие самостоятельности у студентов в изучении программных дисциплин. К ним относятся модульная технология обучения, междисциплинарная интеграция, информационные технологии, производственная практика, метод портфолио, контролирующие балльно-рейтинговая система и система тестов, учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов и другие. В рамках настоящей работы, остановлюсь на приоритетах реализации самостоятельной работы студентов при использовании модульной технологии обучения, междисциплинарной интеграции, методе портфолио, блоке информационных технологий и производственной практике. Так, модульная технология, основанная на личностно-деятельностном подходе, предполагает разделение содержания каждой темы курса на компоненты, являющиеся структурными элементами модульной программы дисциплины, и обеспечивает студентам не только самостоятельность в изучении учебного материала, но и свободу их самореализации, создает благоприятные условия для формирования у студентов наблюдательности, повышения их заинтересованности в смысловом содержании тем модуля. Одним из инновационных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов является метод портфолио. Он может быть широко использован при реализации модульной технологии обучения и представляет собой, во-первых, как набор работ, публикаций и различных материалов студента, связывающий все аспекты его деятельности при изучении дисциплины в целостную картину и, во-вторых, как файловая папка, в которую студенты подбирают учебный материал в соответствии с перечнем вопросов для самоподготовки к практическим занятиям по конкретным темам изучаемых дисциплин (так называемые тематические портфолио). В любом портфолио обязательно должны быть отражены такие разделы, как варианты выполненных домашних работ, результаты контрольных работ, описание решения ситуационных задач, оценка студентом собственного портфолио, размышления о неоднозначных решениях изучаемых вопросов, аргументированные личные выводы, аналитические заметки о выполненной работе и, конечно же, «письмо студенту» от преподавателя с комментариями, рекомендациями, оценкой и пожеланиями по изучаемой теме [3]. Использование метода портфолио представляет собой не только воплощение идеи активного сбора информации студентами при подготовке к текущему занятию, но и позволяет развивать исследовательские умения в процессе работы с информацией. Об этом говорят результаты внедрения метода в учебном процессе на кафедрах Медицинского института СурГУ. В частности, результаты портфолио позволяют оценивать уровень развития у студентов таких ценностей, как умение самостоятельно определять направление в изучении темы, анализировать информационные потоки, выделять ключевую информацию, делать самостоятельные выводы. Это дает возможность констатировать, что метод портфолио позволяет развивать у студентов умение анализировать и оценивать процесс собственного развития, развивать способности к самостоятельному поиску теоретической и практической информации относительно изучаемой дисциплины, определять проблемы и пути рационального их решения, развивать способности критического анализа полученных знаний при осмыслении использования их на практике применительно к будущей профессии по окончании высшего учебного заведения. Отбор материала для портфолио представляет собой кропотливую индивидуальную самостоятельную работу, позволяющую каждому студенту продумывать и осуществлять поиск оптимального решения конкретных задач, дающую возможность проанализировать и оценить уровень собственной деятельности в целях своего профессионально-творческого саморазвития. Данный вид работы требует от студентов большего времени на самоподготовку, но, в конечном итоге, закладывает основу глубоких знаний.
Что касается междисциплинарной интеграции, то она обеспечивает ориентацию студентов в образовательном пространстве и способствует интенсификации, систематизации и оптимизации учебно-познавательной деятельности на самостоятельном этапе изучения учебных дисциплин. В свою очередь, различные информационные технологии позволяют каждому студенту в удобное для него время осваивать учебный материал и способствуют активизации личностно-ориентированной познавательной деятельности студентов, повышают уровень мотивации обучения и способствуют их гармоничному вхождению в информационное пространство. Интерактивные образовательные технологии способствуют также развитию критического мышления у студентов, формируют у них навыки самостоятельной работы, способствуют осознанному планированию собственного образовательного маршрута [4].
Особое место в совершенствовании самостоятельной работы студентов и, одновременно, повышении их профессионального мастерства имеет производственная практика на базе лечебно-профилактических учреждений. В частности, профессиональные врачебные качества отрабатываются при самостоятельном освоении и применении на практике современных методов клинического и лабораторного обследования курируемых больных, при самостоятельном обосновании клинического диагноза, при самостоятельном выборе рационального лечения, при самостоятельном оказании неотложной медицинской помощи, при самостоятельном уходе за больными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Морозова Л.А. Особенности самообразовательной деятельности в условиях вуза / Проблемы уч.-метод. и воспит. работы в вузе. - Мат-лы III межрегион. науч.-практ. конференции. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006, Т. 2. - С. 124-130.
- Калганова Е.В. Методы обучения учащихся на уроке как одно из средств формирования их ключевых компетенций / Наука и инновации XXI века: мат-лы V открытой окружной конф. молодых ученых. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2005. - С. 245-246.
- Преподаватель высшей школы: психолого-педагогические основы профессиональной компетентности: учебные материалы на компакт-диске (УДК 378.661.126 (07), ISBN 5-7243-0006-0). - СПб ГМА им. И.И. Мечникова, 2007.
- Повзун В.Д., Повзун А.А. Интерактивная образовательная технология как средство формирования навыков самостоятельной работы и развития критического мышления студентов в университете / Проблемы уч.-метод. и воспит. работы в вузе: Мат-лы IV межрегион. науч.-практ. конференции. - Сургут: Изд-во СурГУ, 2008. - С. 67-75.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 183 KB...
04 03 2021 12:39:55
Статья в формате PDF 138 KB...
03 03 2021 21:33:51
Статья в формате PDF 145 KB...
02 03 2021 4:10:59
Статья в формате PDF 140 KB...
01 03 2021 15:36:48
Статья в формате PDF 118 KB...
28 02 2021 8:46:51
На основе системного анализа функционирования экономической деятельности промышленного предприятия введена его теоретическая кривая прогнозирования бизнеса и разработан алгоритм выхода на данную кривую в процессе стратегического управления развитием предприятия. ...
27 02 2021 6:28:49
Методом Н+ Я М Р-релаксации изучены межмолекулярные взаимодействия в гелях крахмала в молочной среде. Установлены зависимости скоростей поперечной и продольной релаксаций протонов от концентрации крахмала для водных и молочных систем. Казеин синергетически влияет на гелеобразующую способность крахмала, который иммобилизует воду в молочной среде более активно, чем в водной. На основании исследований температурной зависимости поперечной релаксации доказано образование комплексного геля, представляющего собой сетку из спиральных молекул крахмала, в ячейки которой включены мицеллы и субмицеллы казеина. ...
26 02 2021 19:26:13
Статья в формате PDF 146 KB...
24 02 2021 8:20:38
Статья в формате PDF 108 KB...
23 02 2021 2:36:58
Статья в формате PDF 123 KB...
20 02 2021 2:39:27
Статья в формате PDF 131 KB...
19 02 2021 12:34:17
Статья в формате PDF 130 KB...
18 02 2021 16:35:35
Статья в формате PDF 136 KB...
17 02 2021 16:26:27
Статья в формате PDF 113 KB...
15 02 2021 16:47:57
Статья в формате PDF 121 KB...
14 02 2021 3:28:15
Статья в формате PDF 147 KB...
13 02 2021 7:44:40
Статья в формате PDF 105 KB...
12 02 2021 17:26:17
Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстрактной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит характер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens. ...
10 02 2021 9:36:34
Статья в формате PDF 107 KB...
09 02 2021 4:43:58
Статья в формате PDF 112 KB...
08 02 2021 13:43:10
Статья в формате PDF 348 KB...
07 02 2021 22:54:58
Статья в формате PDF 133 KB...
06 02 2021 20:29:12
Статья в формате PDF 127 KB...
04 02 2021 18:36:23
Статья в формате PDF 114 KB...
03 02 2021 18:26:43
Статья в формате PDF 99 KB...
02 02 2021 7:36:35
Статья в формате PDF 154 KB...
01 02 2021 18:28:33
Статья в формате PDF 130 KB...
31 01 2021 3:59:24
Статья в формате PDF 140 KB...
28 01 2021 3:32:22
Статья в формате PDF 293 KB...
26 01 2021 0:42:36
Статья в формате PDF 98 KB...
25 01 2021 13:11:54
Статья в формате PDF 110 KB...
24 01 2021 19:19:39
Статья в формате PDF 101 KB...
23 01 2021 23:30:23
Статья в формате PDF 132 KB...
22 01 2021 5:12:33
Статья в формате PDF 352 KB...
21 01 2021 10:46:15
Статья в формате PDF 275 KB...
20 01 2021 14:18:54
Статья в формате PDF 102 KB...
19 01 2021 6:12:34
Статья в формате PDF 109 KB...
17 01 2021 0:24:52
В статье описана и исследована методами математической статистики хронологическая аномалия космонавтики. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. Метод исследования, применяемый в работе, преимущественно основан на статистическом анализе хронологии при помощи параметризации дат событий и проверки соответствующего критериального свойства. Используются параметры: условные номера дней с начала летоисчисления N, с начала года n и год Г. Основными информативными параметрами являются интервалы времени между событиями. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. ...
16 01 2021 23:36:43
В данной статье раскрывается содержание таких понятий, как духовность и религиозность. Анализ названных понятий проходит в контексте рассмотрения самопознания в качестве особого вида деятельности человека. Автором также предлагаются критерии, согласно которым человек может определять степень развития своего сознания. ...
15 01 2021 5:48:36
Статья в формате PDF 252 KB...
14 01 2021 10:49:11
Статья в формате PDF 128 KB...
13 01 2021 9:34:34
Статья в формате PDF 97 KB...
11 01 2021 18:52:51
Статья в формате PDF 181 KB...
10 01 2021 20:16:20
Статья в формате PDF 120 KB...
09 01 2021 15:45:36
Статья в формате PDF 102 KB...
08 01 2021 14:52:45
Статья в формате PDF 116 KB...
07 01 2021 10:20:54
Статья в формате PDF 274 KB...
06 01 2021 17:57:52
Статья в формате PDF 208 KB...
05 01 2021 21:24:33
Статья в формате PDF 116 KB...
04 01 2021 22:40:56
Статья в формате PDF 114 KB...
03 01 2021 7:44:30
Статья в формате PDF 132 KB...
02 01 2021 13:23:31
Статья в формате PDF 154 KB...
31 12 2020 13:32:46
В статье приведены спорные данные предшественников по составу и особенностям становления гранитоидов Абайского массива среднего девона. Новые данные, полученные авторами по петрологии и геохимии, позволяют отнести гранитоиды массива к анорогенному типу ( А-тип) с щелочными минералами (рибекитом, астрофиллитом). Формирование массива протекало в три фазы: 1 – гранодиориты; 2 – граниты, умеренно-щелочные рибекитовые граниты; 3 – лейкограниты и лейкогранит-порфиры. Генерация их происходила в постколлизионной обстановке, инициированной плюмтектоникой. В северо-западной части массива в районе пологого погружения кровли, осложнённой куполовидным поднятием, зафиксировано аномальное обогащение флюидной магматогенной фазы летучими компонентами, и особенно фтором, что указывает на возможность обнаружения здесь редкометалльно-редкоземельного оруденения. ...
30 12 2020 14:39:39
Статья в формате PDF 119 KB...
29 12 2020 11:38:47
Статья в формате PDF 110 KB...
28 12 2020 14:12:51
Статья в формате PDF 463 KB...
27 12 2020 0:56:21
Статья в формате PDF 102 KB...
26 12 2020 7:33:10
Статья в формате PDF 683 KB...
25 12 2020 13:56:19
Статья в формате PDF 112 KB...
24 12 2020 23:36:12
Статья в формате PDF 276 KB...
23 12 2020 23:12:22
Статья в формате PDF 135 KB...
22 12 2020 16:17:29
Статья в формате PDF 300 KB...
21 12 2020 10:31:22
Статья в формате PDF 96 KB...
19 12 2020 9:27:15
Статья в формате PDF 119 KB...
18 12 2020 7:25:50
Статья в формате PDF 91 KB...
17 12 2020 2:55:31
Статья в формате PDF 121 KB...
16 12 2020 1:27:36
Статья в формате PDF 103 KB...
15 12 2020 6:52:23
Статья в формате PDF 294 KB...
14 12 2020 12:46:56
Статья в формате PDF 122 KB...
13 12 2020 6:26:18
Статья в формате PDF 154 KB...
12 12 2020 12:58:58
Статья в формате PDF 108 KB...
11 12 2020 16:15:49
Статья в формате PDF 263 KB...
09 12 2020 8:23:45
Статья в формате PDF 152 KB...
08 12 2020 7:12:15
Статья в формате PDF 102 KB...
07 12 2020 14:58:23
Статья в формате PDF 119 KB...
06 12 2020 3:17:11
Статья в формате PDF 251 KB...
05 12 2020 15:52:55
Статья в формате PDF 142 KB...
04 12 2020 9:59:31
Статья в формате PDF 111 KB...
03 12 2020 21:55:36
Статья в формате PDF 117 KB...
02 12 2020 6:33:22
Статья в формате PDF 106 KB...
30 11 2020 23:54:35
Статья в формате PDF 116 KB...
29 11 2020 11:52:44
Статья в формате PDF 104 KB...
27 11 2020 4:57:32
Статья в формате PDF 113 KB...
25 11 2020 5:50:51
Статья в формате PDF 117 KB...
24 11 2020 22:39:33
Статья в формате PDF 396 KB...
23 11 2020 23:47:45
Статья в формате PDF 110 KB...
22 11 2020 16:38:54
Статья в формате PDF 162 KB...
21 11 2020 2:43:29
Статья в формате PDF 722 KB...
20 11 2020 17:27:28
Статья в формате PDF 139 KB...
19 11 2020 2:56:35
Статья в формате PDF 120 KB...
18 11 2020 7:19:31
Статья в формате PDF 286 KB...
17 11 2020 5:39:23
Статья в формате PDF 256 KB...
16 11 2020 17:42:15
Статья в формате PDF 118 KB...
15 11 2020 18:25:47
Статья в формате PDF 138 KB...
12 11 2020 15:38:46
Статья в формате PDF 218 KB...
11 11 2020 23:55:17
Статья в формате PDF 112 KB...
10 11 2020 0:48:41
Статья в формате PDF 293 KB...
09 11 2020 3:31:18
Статья в формате PDF 355 KB...
08 11 2020 20:48:23
Статья в формате PDF 162 KB...
06 11 2020 5:39:12
Статья в формате PDF 321 KB...
05 11 2020 17:50:13
Статья в формате PDF 189 KB...
04 11 2020 15:55:21
Статья в формате PDF 100 KB...
03 11 2020 1:35:48
Статья в формате PDF 89 KB...
02 11 2020 6:25:30
Статья в формате PDF 122 KB...
01 11 2020 3:29:45
Статья в формате PDF 113 KB...
31 10 2020 2:27:37
Статья в формате PDF 153 KB...
30 10 2020 22:46:48
Статья в формате PDF 174 KB...
29 10 2020 3:41:51
Статья в формате PDF 245 KB...
28 10 2020 0:28:20
Авторами проведено комплексное исследование сосудистых и нервных структур всего органокомплекса брюшной полости, что позволило подтвердить общие морфологические закономерности, свойственные млекопитающим отряда хищных, выявить характерные видовые и внутривидовые особенности васкуляризации и иннервации у пушных зверей клеточного содержания. Полученные новые данные о морфологии сосудистых и нервных образований органов брюшной полости млекопитающих являются оригинальными и дают не только полное представление об изученных структурах, но позволяют морфофункционально интерпретировать адаптогенные процессы, протекающие в интегративно-координационных системах организма пушных зверей, находящихся под интенсивным антропогенным воздействием в процессе доместикации. ...
27 10 2020 12:45:13
Статья в формате PDF 108 KB...
26 10 2020 0:37:23
Статья в формате PDF 365 KB...
25 10 2020 9:34:10
Статья в формате PDF 284 KB...
24 10 2020 7:57:20
Статья в формате PDF 113 KB...
23 10 2020 12:19:40
Статья в формате PDF 114 KB...
21 10 2020 8:36:53
Статья в формате PDF 131 KB...
20 10 2020 19:50:28
Статья в формате PDF 122 KB...
19 10 2020 12:17:32
Статья в формате PDF 126 KB...
18 10 2020 0:18:46
Обсуждаются возможности использования микроскопических почвенных водорослей при оценке качества окружающей среды. Показано, что в качестве критериев при прогнозировании антропогенной нагрузки на наземные экосистемы можно использовать изменение видового состава и численности почвенных водорослей. ...
17 10 2020 13:43:14
Статья в формате PDF 188 KB...
16 10 2020 18:38:57
Статья в формате PDF 114 KB...
15 10 2020 16:52:10
Статья в формате PDF 104 KB...
14 10 2020 2:21:33
Статья в формате PDF 132 KB...
13 10 2020 1:18:48
Статья в формате PDF 91 KB...
12 10 2020 13:52:28
Статья в формате PDF 101 KB...
11 10 2020 20:21:52
Статья в формате PDF 155 KB...
10 10 2020 16:18:13
Статья в формате PDF 314 KB...
09 10 2020 16:44:17
В опытах на беспородных белых крысах с экспериментальной ишемией миокарда в динамике наблюдений отмечено снижение уровня А Т Ф и креатинфосфата в гомогенатах миокарда на фоне подавления активности сукцинатдегидрогеназы, лактатдегидрогеназы, аспартатаминотрансферазы. Достигнуты положительные метаболические эффекты при введении ишемизированным животным неотона – донатора макроэргических связей и оказывающего активирующий эффект на ферменты гликолиза и цикла трикарбоновых кислот в динамике патологии. ...
08 10 2020 4:22:57
Статья в формате PDF 116 KB...
07 10 2020 14:47:52
Статья в формате PDF 109 KB...
06 10 2020 1:17:49
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::