IT-Reviews    

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПАТОЛОГИИ: ПРИНЦИП ПОДОБИЯ

c78089d0 Источник:
Карпин В.А. В основе современной научной теории патологии должны лежать фундаментальные философские принципы бытия материи, из которых выводятся и обосновываются ее основные положения. В данной работе проведен анализ принципа подобия как частного выражения философского принципа субстанциального единства мира. Делается вывод, что один общий биологический процесс лежит в основе как нормальных, так и патологических явлений: приспособление есть сущность болезни. Статья в формате PDF 123 KB Общая патология человека, изучающая закономерности возник­новения и развития патологического процесса, является теоретиче­ским фундаментом практической медицины. Однако чтобы познание в области изучения общей па­тологии стало научной теорией, необхо­димо объединить разрозненные факты и закономерности в систему, выводя их друг из друга или из каких-либо других общих принципов [3, 8]. Накопленный на рубеже веков багаж новых эмпириче­ских фак­тов в очередной раз вышел за пределы их теоретического обобщения. Кризис в медицинской науке назрел; анализ научных публикаций по­казывает разрозненность мнений и отсутствие единства во взглядах на многие узловые проблемы общепатологического процесса. Подобный кризис может быть пре­одолен путем создания современной общей теории патологии.

Процесс научного познания в любой отрасли человеческой дея­тельно­сти проделывает определенный путь от сбора и накопления эм­пирических фактов до создания научной теории. Исторически выра­боталось несколько методов по­строения научной теории, наиболее точным из которых является аксиоматиче­ский метод. Последний под­разумевает выделение нескольких основополагаю­щих аксиом (посту­латов), из которых выводятся все осталь­ные положения тео­рии. Этот метод лежит в основе общетеоретического зна­ния в области точных наук. Огромные достижения в области биологии и ме­дицины требуют обще­теоретического переосмысления и в этих традиционно описа­тельных разделах научного знания, в том числе общей патологии че­ловека, где попытки построе­ния логической структуры накопленного знания пока не увенчались видимым успехом. В.П. Петленко считает, что к биологическим наукам более приложим метод принципов, кото­рые содержат в концентрированной форме накопленную предшест­вующую информацию и отраженную в них практику и вместе с эмпи­рическим базисом определяют характер и сущность научной теории. Этот ме­тод предполагает, во-первых, отыскание и формулировку са­мих принципов, и, во-вторых, синтетическое объединение этих прин­ципов как элементов познания в единую теоретическую систему [8].

По мнению В.С. Степина, включение научного знания в куль­туру всегда предполагает его философское обоснование. Оно осуще­ствляется посредством философских принципов, которые обосновы­вают постулаты науки. Формиро­вание философских оснований науки осуществляется путем отбора и после­дующей адаптации идей, выра­ботанных в философском анализе, к потребно­стям определенной об­ласти научного познания [10].

Таким образом, теоретическое знание в биологии должно осно­вываться на философских принципах бытия материи, в том числе жи­вых организмов как ее составной части. Несомненным является также и тот факт, что в различных об­ластях биологических наук построение теоретических моделей требует исполь­зования различных философ­ских начал, что зависит от конкретных задач той или иной отрасли.

В связи с тем, что областью наших научных интересов является клиниче­ская медицина, дальнейшее изложение материала подчинено проблеме по­строения теоретической схемы общепатологического процесса, призванной разрешить научные споры вокруг трех основ­ных разделов общей патологии че­ловека: этиологии, патогенеза и сущности болезни. Для достижения поставлен­ной цели мы предла­гаем в основу современной общей теории патологии поло­жить соот­ветственно следующие три философских принципа, которые могут выступать в роли философских оснований теории и из которых после­дова­тельно могут быть выведены все ее основные положения:

  1. Принцип детерминации --------принцип причинности -----этиология
  2. Принцип самоорганизации ----принцип системности ------патогенез
  3. Принцип единства природы--- принцип подобия ---------- сущность болезни

Первый философский принцип лежит в основании анализа про­блем этио­логии, второй - патогенеза, а третий - сущности болезни. В данном исследова­нии мы остановимся на анализе принципа подобия.

Этот принцип является в некотором роде частным выражением фунда­ментального философского принципа материального единства мира, который исходит из признания общности всех природных явле­ний. Семантически прин­цип единства природы предполагает субста­циональное (материя явля­ется суб­станцией всех явлений и процессов в природе), атрибутивное (лю­бая часть ма­терии обладает полным на­бором ее атрибутов), номологическое (все природные процессы под­чиняются одним и тем же всеобщим законам) и генетическое (все виды материи имеют общие истоки и корни) единство мира [1].

Поиски единства и простоты научного знания всегда были важ­нейшей стратегией ученых в их деятельности по добыванию истин­ного знания. Все крупные движения идей диктовались не столько по­пыт­ками разрешить про­ти­воречия между теорией и аномальными экспе­риментальными результа­тами, сколько стремлением к единству теоре­тического знания. Эта тенденция была первичным, основным принци­пом, определяющим направление науч­ного по­иска. Соображе­ния единства уже лежали в основе создания первой, механиче­ской картины мира Галилея - Ньютона. С единой точки зрения уда­лось объяс­нить движение земных и небесных тел. Классическая механика стремилась объяснить с единых позиций все природные явления. Наиболее значи­мые для научного познания обобщения являются ото­ждествлением не­тождественного как стремление находить подобное в различном, объе­динять его в единое целое, что составляет главную особенность про­цессов унифика­ции и обобщения в на­учном познании [7].

Принцип подобия в общей теории патологии должен лежать в основе разрешения противоречий в понимании физиологического и патологиче­ского процессов, которые часто рассматривают как совер­шенно различные, нередко противопоставляя один другому. Здесь мы целиком разделяем точку зрения И.В. Давыдовского [4, 5], что один общий биологический про­цесс лежит в ос­нове и нормальных, и пато­логиче­ских явлений, и фактически нет ни од­ного па­тологического процесса, который не имел бы своего прото­типа в фи­зиологии.

Согласно гистогенетической концепции, в основе репаративной реге­не­рации лежат процессы физиологической регенерации; в свою очередь фи­зио­логическая регенерация тканей протекает на основе об­щих закономерно­стей эмбрионального гистогенеза [6].

Морфологическая сущность патогенеза патологического про­цесса за­клю­чается в патологической регенерации тканей, протекаю­щей по трем ос­новным альтернативным вариантам: а) гиперплазия, б) гипо- и аплазия и в) метаплазия. И.В. Давыдовский утверждал [5], что метаплазия представляет собой одно из проявлений адаптации тка­ней к определен­ным условиям существования, что метапластическая по­тен­ция заложена в нормальной ткани. Даже в ос­нове канцероге­неза лежит естественный фи­зиологиче­ский процесс функцио­нирова­ния стволовой клетки, обла­дающей всеми ос­новными свойствами «ра­ковой» клетки, а в ос­нове механизма малиг­низации также лежит на­рушение тканевого гомео­стаза. «Злокачест­венность» зало­жена в са­мой биологиче­ской сущности нормальной стволовой клетки.

Как уже неоднократно подчеркивалось на страницах периодиче­ской пе­чати, причина болезни есть результат взаи­модействия внут­ренней и внешней причины, причем внутренняя причина яв­ляется первичной. Что мы должны по­нимать под внутрен­ней причиной? Она должна быть заложена в нормальном организме, у нее должна быть физио­логическая основа. В организме нет ни одной причины, изна­чально «настро­енной» на патологию. И если в геноме всех клеточных структур имеются протоонкогены, значит, они запро­граммированы на естественную, физиоло­гическую функцию стимуля­ции пролифера­ции.

Любая болезнь в своей основе может иметь только нормальные струк­тур­ные и функциональные составляющие жизнедеятельности ор­ганизма. Сущ­ность болезни исходит из нормы, из естественных об­ще­биологических и фи­зиологических процессов.

Д.С. Саркисов и Л.И. Аруин утверждали, что компенсаторно-приспособи­тель­ные процессы, обеспечивающие гомеостаз в больном организме, не явля­ются какими-то особыми реакциями организма, а представляют со­бой разнооб­разные комбинации его физиологиче­ских функций, развер­тывающихся на той же, что и в норме, матери­альной основе [9].

И. В. Давыдовский в своих фундаментальных трудах [4, 5] под­чер­кивал, что воспаление по существу является приспособительной реак­цией, следова­тельно, биологически целесообразной. Правильнее гово­рить не о нарушении функции, а об особой деятельности повреж­денной части орга­низма, основанной на законах противодействия и самосохра­нения. С биоло­гической точки зрения воспаление является нормальным отправлением ор­ганизма, и неспособность последнего отреагировать воспалением грозит ему гибелью.

А.И. Воложин и Ю. К. Субботин [2] рассматривают процесс при­спо­соб­ления биосистем как единство противоположных меха­низмов адап­тации (из­менения) и компенсации (сохранения). Они также опреде­ляют сущность пато­логии как приспособительный меха­низм, считая, что процессы приспо­собления едины на любом уровне проявления жизни. Патология ин­дивида является про­явлением естест­венного отбора и, сле­довательно, при­способи­тельна по своей сущно­сти. По меткому выражению И.В. Давыдовского [4], биологический ас­пект объединяет физиологию и патологию в пределах одного и того же каче­ства. Это качество - приспособление как основа жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беляев Г.В. // Всемирная энциклопедия: Философия / Под ред. А.А. Грицанова. М.: АСТ, Мн.: Соврем. литератор, 2001. С. 615.
  2. Воложин А.И., Субботин Ю.К. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления. М.: Медицина, 1998. 480 с.
  3. Голицын Г.А., Левич А.П. // Философские науки. 2004. № 1. С. 105.
  4. Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине: Этиология. М.: ГИМЛ, 1962. 176 с.
  5. Давыдовский И.В. Общая патология человека. М.: Медицина, 1969. 611 с.
  6. Клишов А.А. // Руководство по гистологии. В 2 т. Т. 1. СПб.: СпецЛит, 2001. С. 14.
  7. Мамчур Е.А. // Вопр. философии. 2003. № 12. С. 100.
  8. Петленко В.П. Философские вопросы теории патологии. Л.: Медицина, 1968. 286 с.
  9. Саркисов Д.С., Аруин Л.И. // Структурные основы адаптации и компенсации нарушенных функций. М.: Медицина, 1987. С. 20.
  10. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ФУНКЦИИ СЕТЕВОГО ТРОЛЛИНГА

Статья в формате PDF 257 KB...

31 10 2020 9:16:21

ИЗМЕНЕНИЕ СОКРАТИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТИ ИЗОЛИРОВАННОГО МИОМЕТРИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН ПОД ВЛИЯНИЕМ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА

В опытах с 19 полосками миометрия, полученных от 5 женщин в конце доношенной беременности при плановом кесаревом сечении, установлено, что озонированный ( ≈0,50 мкг/мл) раствор Кребса ингибирует спонтанную сократительную активность миометрия и существенно уменьшает стимулирующий эффект адреналина, т.е. снижает его α-адренореактивность. Это объясняет эффективность озонотерапии при угрозе прерывания беременности и дискоординированной родовой деятельности. ...

30 10 2020 2:32:51

СЛИНКИН СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ

Статья в формате PDF 161 KB...

25 10 2020 18:34:21

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРСИСТИРОВАНИЕ РАННИХ ЭМБРИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Закладка двенадцатиперстной кишки имеет форму короткой дуги, она преобразуется в полукольцо при поперечном положении на рубеже 6-й – 7-й недель эмбриогенеза человека. У плодов эти состояния встречаются редко. ...

24 10 2020 16:21:55

ПЕТРОЛОГИЯ, ГЕОХИМИЯ И ФЛЮИДНЫЙ РЕЖИМ АНОРОГЕННЫХ ГРАНИТОИДОВ САНГИЛЕНА

Приведены данные по петрологии и потенциальной рудоносности умеренно-щелочных гранитоидов Нагорного Сангилена, которые по сумме признаков отнесены к анорогенному типу. Показано ведущее значение в генерации этих фельзических интрузивных образований флюидного режима, в котором доминирующую роль играли концентрации плавиковой кислоты. ...

16 10 2020 10:15:19

Успехи и перспективы развития эмбриологии

Статья в формате PDF 104 KB...

10 10 2020 10:35:22

Туманова Анна Леоновна

Статья в формате PDF 78 KB...

27 09 2020 15:34:18

ГРИПП. КЛИНИЧЕСКАЯ СИМПТОМАТИКА

Статья в формате PDF 146 KB...

26 09 2020 14:40:39

ПРИМЕНЕНИЕ СВЕРХПРОВОДНИКОВ В ЭНЕРГЕТИКЕ

Статья в формате PDF 267 KB...

19 09 2020 0:31:38

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ

Статья в формате PDF 241 KB...

15 09 2020 0:49:40

К ВОПРОСУ О ДЕФЛЯЦИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ ЭРОЗИИ ГУМУСА

Статья в формате PDF 109 KB...

11 09 2020 16:34:45

МЕДИЦИНСКАЯ ПИЯВКА (HIRUDO MEDICINALIS L.) В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Медицинская пиявка (Hirudo medicinalis L.) относится к классу пиявок (Hirudinea) подклассу настоящих пиявок (Euhirudinea) отряду челюстных пиявок (Ghathobdellidae), роду Hirudo. Более 30 веков она использовалась человеком как лечебное средство. В России велик опыт клинического применения пиявки (гирудотерапия), его расцветом считаются 18-19 века, когда по экспорту пиявки Россия занимала место, равное злаковым культурам, что являлось существенной статьей дохода государственной казны. В статье показаны оптимальные условия среды для обитания медицинской пиявки и возможные лимитирующие факторы ее распространения и численности. Сегодня основной причиной снижения численности пиявки в Краснодарском крае является антропогенный фактор. Так браконьерский вылов Hirudo medicinalis привел к сильному подрыву ее популяции в большинстве районов Краснодарского края, по сравнению с серединой 90-х годов, ее численность снизилась до 10 раз. В 2002 г. губернатором Краснодарского края А. Н. Ткачевым было выпущено постановление №955 « Об изучении и сохранении медицинской пиявки на территории Краснодарского края». Важным условием сохранения медицинской пиявки в нашем крае является введение запрета на ее вылов на территории Ростовской области, куда в последнее время сместились рынки нелегальной торговли пиявкой. Идеальным вариантом стал бы запрет на ловлю пиявки во всем Южном федеральном округе и принятие коллективных мер по ее охране. ...

08 09 2020 8:24:38

ХАРАКТЕРНЫЕ ОБЛАСТИ ПОДВИЖНОЙ ПЛОСКОСТИ

Статья в формате PDF 944 KB...

05 09 2020 19:58:14

ВЛИЯНИЕ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Статья в формате PDF 267 KB...

31 08 2020 10:25:57

ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ В США

Статья в формате PDF 320 KB...

23 08 2020 3:42:21

ЮРЬЕВ АЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВИЧ

Статья в формате PDF 320 KB...

17 08 2020 1:50:23

ТЕХНОЛОГИИ И ПРОДУКТЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

05 08 2020 18:35:26

МАГНИТНЫЕ ПОДРЕШЕТКИ, ИНДУЦИРОВАННЫЕ КАТИОННЫМИ ВАКАНСИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ФЕРРИМАГНИТНОГО ПИРРОТИНА)

На основе анализа s-d обменного взаимодействия в структурах типа NiAs с частично вакантными катионными позициями, моделировались различного рода зависимости результирующей намагниченности от температуры нестехиометрических ферримагнетиков. На основе исследований пирротина методами Я Г Р и Р Ф А доказано, что двухподрешеточный ферримагнетик, содержащий в структуре катионные вакансии, должен рассматриваться, при определенном типе распределения вакансий, как ферримагнетик с четырьмя магнитными подрешетками. В данном случае, дополнительные магнитные подрешетки можно рассматривать как подрешетки, индуцированные характером распределения катионных вакансий в структуре. Квантово-механические расчеты в рамках модели молекулярного поля температурных изменений намагниченности отдельно для каждой из подрешеток, а также анализ результирующей термокривой намагниченности, объясняют ряд экспериментально полученных кривых зависимости намагниченности от температуры нестехиометрического пирротина с различной плотностью вакансий в структуре. ...

02 08 2020 0:30:51

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕНТРОБЕЖНОГО СЕПАРАТОРА

Статья в формате PDF 116 KB...

01 08 2020 13:12:35

СЕЛЕКЦИЯ И ГЕНЕТИКА PINUS SYLVESTRIS L. В ОСТРОВНЫХ БОРАХ

Статья в формате PDF 111 KB...

29 07 2020 16:44:49

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 225 KB...

25 07 2020 21:15:57

ПОЦЕЛУЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Статья в формате PDF 109 KB...

22 07 2020 5:57:58

ВЫРАЩИВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Статья в формате PDF 539 KB...

18 07 2020 12:33:20

СИДОРОВА КЛАВДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Статья в формате PDF 167 KB...

16 07 2020 10:30:54

К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВОД ОЗЕР ЯКУТСКА

Статья в формате PDF 461 KB...

05 07 2020 21:28:39

МАКРО-РЕЧЕВЫЕ АКТЫ КОРПОРАТИВНОГО ДИСКУРСА

Статья в формате PDF 224 KB...

04 07 2020 3:46:10

ПЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МЕТАЛЛОГЕНИИ ЗОЛОТА

Статья в формате PDF 298 KB...

30 06 2020 9:55:48

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОДУКТАХ ИЗ БОБОВ СОИ

Статья в формате PDF 130 KB...

25 06 2020 11:36:15

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!