ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НАВЫКАМ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПРОИЗВОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
собственным мозгом, прививать навыки управления
своим состоянием, самочувствием, мышлением. ...
учить использованию внутреннего резерва психики,
согласованной работе сознания и подсознания...»
Х. Линдеман.
Социально-экономическая нестабильность ряда субъектов Российской Федерации и связанное с ней разрушение единой системы медицинской профилактики поставили население страны перед фактом необходимости собственной инициативы в формировании, сохранении и укреплении индивидуального здоровья.
Особенно остро эта проблема коснулась детей в дошкольном и школьном образовании. Кризис отечественного образования, вызванный бесконечными реформами образовательного процесса, бессистемным пересмотром содержания образования и образовательных технологий, несмотря на поспешные попытки внести изменения в санитарные правила и нормы, привел к непрерывному увеличению заболеваемости и снижению уровня здоровья детей.
Наиболее выраженное ухудшение состояния их здоровья было обнаружено на двух критических этапах онтогенеза - при поступлении в школу и при переходе к предметному обучению.
Кризис здравоохранения потребовал новых подходов к обеспечению здоровья детей и подростков не только силами медицинских работников, но и педагогов, детей и их родителей. Вместо охраны и сохранения здоровья на первое место было выдвинуто требование формирования здоровья. При этом актуализировалась проблема осознанной саморегуляции произвольной активности самого ребенка.
Эта проблема является одной из наиболее глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Ее исследованию посвящено большое количество работ как у нас в стране, так и за рубежом.
Целостный подход к изучению осознанной саморегуляции был заложен работами О.А. Конопкина /1980-2003г./. Стилевые особенности саморегуляции деятельности рассматривались в работах О.А. Конопкина и В.И. Моросановой /1989/. Особенности регуляции деятельности и формирование активной личности в школьном возрасте освещены в работах А.К. Осницкого /1986; 1991/ и Н.О. Сипачевой /1993/. Н.В.Круглов раскрыл особенности саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте /1994/. Проблеме эмоциональной саморегуляции ребенка посвящены фундаментальные исследования К. Изарда /1980/, Н.Ф. Суворова, В.Ф. Михеева /1986/, Е.И. Поповой и др. /1996/. Связь механизмов регуляции (в т.ч. сознательной) организма/личности с ресурсами здоровья представлена в работах Е.Н. Дзятковской /1998/:
Не смотря на широкий круг исследований, посвященных данной проблеме, мы не обнаружили работ, направленных на сохранение здоровья ребенка через обучение его навыкам осознанной саморегуляции произвольной активности с учетом состояния здоровья в условиях начальной школы полного дня, за исключением имеющегося положительного опыта научной творческой группы сотрудников кафедры охраны здоровья ИПКРО, Института педиатрии и педагогов гимназии №2 г. Иркутска по разработке медико-психолого-педагогических технологий обучения ребенка навыкам саморегуляции в УВП с учетом состояния их здоровья, одним из результатов которого и была авторская программа "Обучаем ребенка саморегуляции".
Между тем, по данным исследований, проведенных сотрудниками НИИ педиатрии и репродукции человека НЦ МЭ ВСНЦ СО РАМН совместно с кафедрой охраны здоровья и эколого-психологической безопасности УВП ИПКРО, процесс обучения и воспитания детей Иркутска и Иркутской области повышает риск психогений и соматизаций.
Так например, по данным углубленного медицинского обследования, проведенного узкими специалистами высшей квалификационной категории Института педиатрии и репродукции человека у 56% первоклассников была зарегистрирована органическая и неврологическая патология, у 50% диагностировались нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, у 30% зарегестирован обширный кариес, 38% детей жаловались на постоянные головные боли, боли в животе и конечностях. Электроэнцефалографическое исследование биоэлектрической картины головного мозга установило соответствие физиологической возростной норме только у 8 из 68 обследованных детей. У половины обследованных первоклассников к концу учебного года было выявлено резкое умственное утомление.
Вследствие гиподинамии и несовершенства регуляторных механизмов у младших школьников течение адаптации к учебной нагрузке оказывается настолько трудным, что в конце учебного года выявляется неэкономичный тип реагирования сердечно-сосудистой системы и напряжение функционирования симпато-адреналовой системы. У детей возраста 9-12 лет наряду с выраженным хроническим утомлением был выявлен сдвиг липидного спектра крови, имеющий атеросклеротическую направленность.
Напряжение и перенапряжение высшей нервной деятельности и систем вегетативного обеспечения вследствие чрезмерной суммарной учебной нагрузки сопровождается резко выраженным утомлением, при котором даже увеличение доли двигательной активности не дает оздоровительного эффекта.
Было показано, что одним из определяющих факторов нездоровья детей является неоптимальность регуляторных систем их организма/личности.
В группе риска оказалось в общей сложности 76% обследованных детей: 25% - по психосоматическим нарушениям, 25% - по невротизации, 26% - по астенизации. / Е.Н.Дзятковская, В.В. Долгих, И.Н. Белозерцева, Е.В. Осипова, В. И. Мехнович, Н.В. Королева, С.И. Немова и др./.
Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей мы видели в использовании направленной коррекции механизмов регуляции организма/личности через обучение детей навыкам осознанной саморегуляции и рациональной работе с информацией уже на этапах начального школьного обучения с учетом состояния их здоровья.
Однако анализ многочисленных традиционных учебных программ для начальной школы показал, что ни одна из них не предусматривала специального обучения ребенка навыкам осознанной саморегуляции произвольной активности c учетом индивидуальных особенностей состояния его здоровья, психического развития, наличия психонейросоматических патологий.
Стала очевидной необходимость проведения исследования, в котором каждый ребенок становился активным субъектом собственного оздоровления через научение его навыкам саморегуляции с целью сознательного регулирования вокруг себя параметров информационной среды и собственной психической деятельности.
Мы полагали, что если оптимальность механизмов саморегуляции является основой физического, соматического, психического и духовного здоровья, то направленная коррекция этих механизмов через обучение детей осознанной саморегуляции произвольной активности будет способствовать сохранению их здоровья, т.к. информационный обмен ребенка со средой является, по Л.С. Выготскому, определяющим его психо- и морфосистемогенез.
Общую концептуальную основу исследования составили идеи
- психосоматической медицины, заложенные И.П. Павловым, И.М. Сеченовым, Г.А. Захарьиным, М.Я. Мудровым, П.Б. Ганнушкиным, З. Фрейдом, Х.Г. Ходосом, школой Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева - Б.В. Зейгарник;
- великих гуманистов прошлого и современности (К. Роджерса, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Дистервега, Ушинского, Лесгафта) о заложенном изначально в каждом ребенке стремлении к развитию, саморегуляции и самоактуализации;
Формирование у ребенка полноценной функциональной структуры процессов осознанной саморегуляции произвольной активности явилось специальной психолого-педагогической задачей, которая и решалась в качестве таковой в разных видах доступной ребенку произвольной активности, на разных этапах его психического развития, при разных формах психолого-педагогического взаимодействия взрослого и ребенка.
В ходе исследования было изучено влияние обучения ребенка осознанной саморегуляции на уровень его развития и состояние нервно-психического и психосоматического здоровья в условиях начальной школы полного дня. В динамике отслежены особенности функционирования регуляторных систем у детей экспериментального и контрольного классов с учетом их полового диморфизма. Осуществлена направленная коррекция неоптимальных стилей регуляции и разработан комплекс профилактических мероприятий, предупреждающих их формирование.
Разработана общеобразовательная программа с 1-го по 4-ый класс «Обучаем ребенка саморегуляции», предполагающая сквозное внедрение ее элементов во все учебные дисциплины. Методология системы занятий базировалась на междисциплинарном медико-физиологическом и психолого-педагогическом подходе.
Занятия имели не только развивающую, но и коррекционную направленность. Они направлены на подготовку детей к освоению учебных навыков путем совершенствования своих возможностей в видении, слушании, осязании, чувствовании, понимании, осознанном использовании каналов восприятия, моторных возможностей путем освоения приемов саморегуляции на уровне тела, пространства, времени.
Основными принципами реализации программы «Обучаем ребенка саморегуляции» стали:
- Принцип самодеятельности, саморегуляции ребенка.
- Принцип единства диагностики (самодиагностики), профилактики и реабилитации.
- Принцип системности.
- Принцип расширения поля разнообразия.
- Принцип природосообразности информационной и учебной среды.
- Принцип регуляции противоречий «индивид - биосоциальная среда», «внутреннее - внешнее», «биологическое - социальное».
Задачами, решаемыми в ходе реализации программы явились:
- формирование у детей системы знаний об основных закономерностях взаимодействия организма со средой, путях сохранения здоровья через саморегуляцию своей деятельности;
- научение способам исследования индивидуальных особенностей саморегуляции, когнитивная осведомленность детей;
- формирование навыков управления психоэмоциональным состоянием, когнитивной деятельностью, психосоциальными взаимодействиями; произвольная регуляция на уровне тела, пространства, времени
- научение индивидуальным рациональным способам восприятия, кодирования, обработки, преобразования и воспроизведения информации.
Приведем кратко содержание программы: Раздел 1. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций. Цель. Обучение ребенка основам психофизиологических знаний, умений и навыков саморегуляции.
Задачи: Определение перцептивного профиля, психомоторной асимметрии. Интеграция деятельности правого и левого полушарий мозга. Совершенствование работы анализаторов. Координация анализаторных систем, движения, восприятия тела, пространства и времени. Развитие артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.
Раздел 2. Развитие основ произвольной психической регуляции. Цель: развитие предпосылок произвольной регуляции и самоконтроля в эмоциональной сфере, сфере общения, и в поведении. Задачи: определение эмоциональной чувствительности (стиля эмоциональной регуляции), эмоционального фона ребенка. Выявление источника эмоциональных переживаний. Научение ребенка способам отреагирования, управления своим эмоциональным состоянием. Оценка состояния стресс-лимитирующих механизмов мотивационно - волевого уровня регуляции. Самокоррекция нерациональных стилей регуляции. Оценка сформированности стресс-лимитирующих механизмов на социально - коммуникативном уровне. Научение ребенка способам гармонизации нерационального профиля регуляции.
Раздел 3. Развитие основ регуляции познавательной деятельностью. Цель: обучение ребенка навыкам саморегуляции в учебно - информационном пространстве. Задачи: определение репрезентативной системы восприятия и переработки информации каждого ребенка, выявление стратегии мышления: визуальная - аудиальная - тактильно-кинестетическая. Изменение неэффективных стратегий. Обучение эффективным стратегиям регуляции познавательной деятельностью.
Как показали первые результаты работы по данной программе, обучение ребенка саморегуляции через самопознание, самооценку, самоконтроль, самопрограммирование и самосовершенствование позволило осуществлять немедикаментозную профилактику психических перегрузок детей, существенно снизить напряжение адаптации к информационной, техногенной, социальной и природной среде, сформировать у них систему эмоциональной психогигиены, повысить психическую активность, сохранить здоровье детей, оптимизировать готовность их организма/личности к обучению в школе.
Более того, активное вовлечение ребенка в процесс собственного «образоваЯния» позволил максимально раскрыть и развить его субъектные и личностные качества, активизировать деятельностные начала, его индивидуально своеобразный творческий потенциал.
Выпускник начальной школы, обученный навыкам осознанной саморегуляции произвольной активности характеризовался:
- Сформированностью системы знаний об основных закономерностях взаимодействия своего организма с окружающей средой, навыков сохранения здоровья через саморегуляцию своей произвольной активности и деятельности;
- Когнитивной осведомленностью о способах исследования и индивидуальных стилях регуляции своего организма/личности;
- Сформированностью навыков управления своим психоэмоциональным состоянием, когнитивной деятельностью, психосоциальными взаимодействиями; произвольной регуляцией на уровне тела, пространства, времени;
- Владением навыками оздоровительной саморегуляции.
- Владением индивидуальными рациональными способами восприятия, кодирования, обработки, преобразования и воспроизведения информации.
- Сознательным регулированием вокруг себя параметров информационной техногенной, социальной, природной среды и собственной психической деятельности.
- Максимальной продуктивностью социально значимых качеств, деятельностных начал, индивидуально своеобразного творческого потенциала.
- Способностью к самоопределению и саморазвитию как результату формирования полноценной функциональной структуры процессов психической регуляции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Белозерцева И.Н. Обучаем ребенка саморегуляции.- Иркутск: Сантай, 2001.- 60 с.
- Дзятковская Е.Н. Комплексная диагностика индивидуальных стилей регуляции - Иркутск, 1998.
- Конопкин А.О. Психическая саморегуляция произвольной активности человека.// Вопр. псих.-1995.-№1,
- Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. М., 1989.
- Моросанова В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопр. психол. 1991. N1.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности //Вопр. Психол.-1988.-№1.
- Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. - М., 1986.
- Сипачев Н.О. Особенности развития анализа условий программирования и коррекции в процессах произвольной саморегуляции у младших школьников // Особенности произвольной регуляции деятельности в школьном возрасте. Деп. в ОЦНИ "Школа и педагогика". 136-93 от 27.09.93.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 89 KB...
02 03 2021 13:34:48
Статья в формате PDF 222 KB...
01 03 2021 13:40:59
Статья в формате PDF 113 KB...
28 02 2021 21:18:32
Статья в формате PDF 188 KB...
27 02 2021 3:16:22
Статья в формате PDF 282 KB...
26 02 2021 16:55:25
В обзоре изложены современные представления об этиологии и патогенезе гестоза. Показано значение как генетически детерминированного, так и обусловленного развитием воспалительного процесса гениталий повышения проницаемости маточно-плацентарного барьера для антигенов плода. Рассмотрена роль иммунокомплексной патологии как пускового механизма в развитии гестоза, значение нарушения продукции плацентой белков беременности и цитокинов с иммуносупрессивным действием при осложненном течении беременности. ...
25 02 2021 5:17:45
Статья в формате PDF 127 KB...
24 02 2021 11:15:30
Статья в формате PDF 167 KB...
23 02 2021 6:19:20
Статья в формате PDF 251 KB...
22 02 2021 22:56:25
Статья в формате PDF 111 KB...
21 02 2021 0:57:18
Статья в формате PDF 107 KB...
19 02 2021 20:46:21
Статья в формате PDF 133 KB...
18 02 2021 3:50:35
Статья в формате PDF 120 KB...
17 02 2021 7:19:32
Статья в формате PDF 122 KB...
16 02 2021 5:11:15
В статье доктора искусствоведения профессора Саратовской консерватории, члена-корреспондента Российской академии естествознания даётся обоснование нового научного направления – универсального искусствознания, целью которого является комплексное исследование художественного процесса с вовлечением всех видов искусства в их глобальном охвате, а также построение художественной картины мира как особого рода исторической памяти. ...
15 02 2021 1:22:56
Статья в формате PDF 221 KB...
14 02 2021 1:10:14
Статья в формате PDF 118 KB...
13 02 2021 4:30:40
Статья в формате PDF 209 KB...
12 02 2021 3:22:14
Статья посвящена вопросам изучения антимикробных свойств природных биологически активных соединений – флавоноидов и фенолкарбоновых кислот, извлекаемых методом вихревой турбоэкстракции из сырья растений рода Veronica L. (сем. Scrophulariaceae Juss.) Предуралья. На основании проведенного исследования авторы делают вывод о возможности применения растительного сырья Veronica L. в медицинской практике. ...
11 02 2021 12:55:33
Статья в формате PDF 683 KB...
10 02 2021 17:31:15
Статья в формате PDF 131 KB...
09 02 2021 19:57:57
Статья в формате PDF 142 KB...
08 02 2021 21:27:17
Статья в формате PDF 254 KB...
07 02 2021 21:48:16
Статья в формате PDF 99 KB...
06 02 2021 0:47:58
Статья в формате PDF 111 KB...
05 02 2021 2:36:54
Статья в формате PDF 115 KB...
03 02 2021 4:36:17
Статья в формате PDF 86 KB...
02 02 2021 11:47:19
Статья в формате PDF 361 KB...
01 02 2021 19:36:42
Статья в формате PDF 118 KB...
31 01 2021 9:46:54
Статья в формате PDF 117 KB...
29 01 2021 10:42:23
Статья в формате PDF 345 KB...
28 01 2021 9:19:55
Статья в формате PDF 121 KB...
27 01 2021 22:11:27
Статья в формате PDF 109 KB...
26 01 2021 19:53:14
Статья в формате PDF 108 KB...
25 01 2021 22:22:25
Статья в формате PDF 299 KB...
24 01 2021 17:15:49
Статья в формате PDF 132 KB...
22 01 2021 6:13:45
Статья в формате PDF 274 KB...
21 01 2021 17:46:58
Статья в формате PDF 144 KB...
19 01 2021 7:37:51
Статья в формате PDF 244 KB...
18 01 2021 2:56:17
Статья в формате PDF 114 KB...
17 01 2021 14:12:35
Статья в формате PDF 278 KB...
16 01 2021 19:12:52
В статье исследованы некоторые проблемы опережающего антикризисного управления предприятием. ...
15 01 2021 5:31:27
Статья в формате PDF 99 KB...
14 01 2021 4:36:25
Статья в формате PDF 104 KB...
13 01 2021 18:28:53
Статья в формате PDF 115 KB...
12 01 2021 19:54:13
Разработана математическая модель прогнозирования инфекционной заболеваемости на модели природно-очаговой инфекции, возбудителем которой является вирус клещевого энцефалита. Математическая модель представлена в виде аддитивного временного ряда, включающая тренд, случайные компоненты и сезонные составляющие, имеющие разную периодичность: менее года, 3 года и многолетнюю. ...
11 01 2021 0:53:10
Статья в формате PDF 251 KB...
10 01 2021 13:57:58
Статья в формате PDF 119 KB...
09 01 2021 0:25:45
Статья в формате PDF 97 KB...
08 01 2021 1:13:11
В работе впервые приведены сведения об особенностях аудиогенной чувствительности и поведения в «открытом поле» двух групп крыс, гомозиготных по локусу TAG 1A DRD2. ...
07 01 2021 2:38:58
Статья в формате PDF 290 KB...
06 01 2021 4:24:29
Статья в формате PDF 106 KB...
05 01 2021 7:37:27
Статья в формате PDF 79 KB...
04 01 2021 12:34:10
Статья в формате PDF 138 KB...
03 01 2021 16:31:50
Статья в формате PDF 105 KB...
31 12 2020 10:53:36
Статья в формате PDF 129 KB...
30 12 2020 13:39:30
Статья в формате PDF 117 KB...
28 12 2020 2:47:40
Статья в формате PDF 81 KB...
27 12 2020 15:43:23
Статья в формате PDF 134 KB...
26 12 2020 5:48:45
Статья в формате PDF 117 KB...
25 12 2020 13:20:43
Статья в формате PDF 138 KB...
24 12 2020 4:18:21
Статья в формате PDF 104 KB...
23 12 2020 7:53:20
Статья в формате PDF 158 KB...
22 12 2020 20:58:16
Статья в формате PDF 120 KB...
21 12 2020 23:27:16
Статья в формате PDF 263 KB...
20 12 2020 5:52:39
В работе рассмотрен вопрос исследования биологической жидкости в формате 3D. ...
19 12 2020 21:49:24
Статья в формате PDF 285 KB...
17 12 2020 11:12:50
Статья в формате PDF 113 KB...
16 12 2020 2:14:39
Статья в формате PDF 111 KB...
14 12 2020 10:31:41
Статья в формате PDF 124 KB...
13 12 2020 21:18:22
Статья в формате PDF 95 KB...
10 12 2020 9:32:39
Выделены навыки социальной коммуникации, необходимые для успешного освоения химических дисциплин. Предложен один из путей снятия напряженности в процессе общения преподавателя и студента - виртуальный письменный диалог, реализованный в виде учебного пособия. Используемые в пособии методические приемы позволяют наиболее полно сформировать необходимый инструментарий познания: (логические операции + социальная коммуникация) → понимание → знание. ...
09 12 2020 19:20:38
Статья в формате PDF 146 KB...
08 12 2020 18:49:54
Статья в формате PDF 113 KB...
07 12 2020 11:46:44
Статья в формате PDF 252 KB...
06 12 2020 12:55:37
Статья в формате PDF 102 KB...
05 12 2020 11:24:33
Статья в формате PDF 276 KB...
04 12 2020 12:45:44
Статья в формате PDF 207 KB...
03 12 2020 15:35:45
В настоящей работе рассматриваются сложные иерархические системы «хищник -жертва - продуцент». В основу исследования таких систем положены достаточно хорошо известные экспериментальные данные, собранные компанией « Гудзонов залив» за более чем столетний период. На нижнем уровне сложной иерархической системы исследуется влияние солнечного потока на скорость роста продуцентов (деревьев, кустарников и т.д.). Показана возможность стохастических колебаний в многоуровневой системе. Подтверждена ранее высказанная гипотеза о возможности колебаний в системе «жертва -продуцент». Математическая модель описывает широкий спектр процессов и явлений, которые характерны для сложных экологических систем. ...
02 12 2020 17:18:59
Статья в формате PDF 204 KB...
01 12 2020 10:40:48
Территориальные различия электоральных предпочтений отличаются высокой устойчивостью в современной России. Этот феномен подтверждается методом корреляционного анализа. Выделяются шесть основных социальных факторов, влияющих на различия в электоральной географии: 1) доля городского населения; 2) приближенность к центру; 3) этнический фактор; 4) доля молодежи в составе населения; 5) преобладающие виды деятельности населения; 6) структура социальных связей. Электоральное поведение в России менее индивидуально, чем в западных странах, большее значение имеют объективные социальные факторы. ...
30 11 2020 21:52:44
Статья в формате PDF 122 KB...
29 11 2020 0:33:55
В исследовании изучена возможность оптимизации терапии больных урогенитальным хламидиозом, на основе внедрения новой методики цитокининдуцированного определения чувствительности к лекарственным средствам. Под наблюдением находилось 240 больных урогенитальным хламидиозом обоего пола, в возрасте от 18 до 65 лет. В результате применения цитокининдуцированной методики определения чувствительности к лекарственным средствам, удалось значительным образом повысить эффективность терапии больных хламидиозом. ...
28 11 2020 20:43:57
Статья в формате PDF 128 KB...
27 11 2020 19:14:56
Представлены породный состав, структура и концентрация поголовья овец в разрезе природно-экономических зон Республики Тыва. ...
26 11 2020 4:55:24
Статья в формате PDF 106 KB...
25 11 2020 3:36:21
Статья в формате PDF 113 KB...
24 11 2020 14:47:28
Статья в формате PDF 90 KB...
23 11 2020 5:47:23
Статья в формате PDF 347 KB...
21 11 2020 4:19:14
Статья в формате PDF 120 KB...
20 11 2020 18:43:53
Статья в формате PDF 495 KB...
19 11 2020 7:58:14
Статья в формате PDF 109 KB...
18 11 2020 10:27:17
Статья в формате PDF 106 KB...
16 11 2020 7:52:40
Статья в формате PDF 365 KB...
14 11 2020 1:47:19
Статья в формате PDF 227 KB...
13 11 2020 7:15:50
Статья в формате PDF 253 KB...
12 11 2020 17:30:48
Статья в формате PDF 202 KB...
10 11 2020 5:28:42
Статья в формате PDF 178 KB...
09 11 2020 5:23:47
Статья в формате PDF 216 KB...
08 11 2020 19:28:55
Статья в формате PDF 122 KB...
07 11 2020 2:35:50
Статья в формате PDF 119 KB...
06 11 2020 14:35:54
Статья в формате PDF 94 KB...
05 11 2020 1:29:45
В эксперименте на половозрелых крысах Wistar исследованы особенности регенерации суставного хряща коленного сустава после имплантации в зону повреждения гранулированного минерального компонента костного матрикса ( М К К М), полученного по оригинальной технологии. Установлено, что М К К М имеет упорядоченную высокопористую структуру, близкую к естественной архитектонике костного матрикса и химический состав, соответствующий минеральному составу кости. М К К М обладает выраженными хондро- и остеиндуктивными свойствами, обеспечивает пролонгированную активизацию репаративного процесса, ускоренное органотипическое ремоделирование и восстановление поврежденного суставного хряща. ...
04 11 2020 13:57:42
Статья в формате PDF 101 KB...
02 11 2020 16:41:49
Статья в формате PDF 116 KB...
01 11 2020 10:13:13
Статья в формате PDF 103 KB...
30 10 2020 7:13:19
Статья в формате PDF 286 KB...
28 10 2020 12:47:52
Статья в формате PDF 142 KB...
27 10 2020 2:11:42
Статья в формате PDF 115 KB...
26 10 2020 0:22:19
Статья в формате PDF 109 KB...
24 10 2020 9:15:15
Статья в формате PDF 126 KB...
23 10 2020 14:30:29
Статья в формате PDF 102 KB...
22 10 2020 20:54:18
Статья в формате PDF 183 KB...
20 10 2020 19:26:15
Статья в формате PDF 115 KB...
19 10 2020 5:41:25
Статья в формате PDF 266 KB...
18 10 2020 8:41:36
Статья в формате PDF 120 KB...
17 10 2020 14:34:36
Статья в формате PDF 267 KB...
16 10 2020 22:30:20
Статья в формате PDF 82 KB...
15 10 2020 22:15:27
Статья в формате PDF 273 KB...
14 10 2020 9:52:52
Статья в формате PDF 115 KB...
12 10 2020 8:49:34
Представленная статья посвящена исследованию понятия честь в качестве фундаментальной категории права. В работе отмечено, что основой для соблюдения права, уважения к закону является честь. Данное понятие включает в себя такие качества, как целомудрие и благородство. Основным же назначением государства является защита чести своих граждан. Эта высокая миссия тесно связана с единственной целью государственности как формы человеческого бытия – с содействием духовному возрастанию человека. ...
11 10 2020 14:51:17
Статья в формате PDF 256 KB...
10 10 2020 4:35:30
Статья в формате PDF 305 KB...
09 10 2020 9:41:42
Статья в формате PDF 100 KB...
08 10 2020 5:12:30
Статья в формате PDF 94 KB...
07 10 2020 10:41:28
Статья в формате PDF 99 KB...
06 10 2020 15:32:31
Статья в формате PDF 103 KB...
05 10 2020 0:36:58
Статья в формате PDF 114 KB...
04 10 2020 5:17:52
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::