IT-Reviews    

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИНИИ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Югова Н.Л. Статья в формате PDF 338 KB Несмотря на то что в 2006/2007 учебном году в школах России должно водиться профильное обучение, до сих пор ведутся ожесточенные споры на эту тему. У профильного обучения имеются как сторонники, так и оппоненты. И хотя Министерство образования выпускает все новые и новые документы, уточняющие подходы и схему организации профильного обучения, вопросов не становится меньше, напротив, они множатся.

Мы предприняли попытку внести свой вклад в организацию профильного обучения в рамках облегчения условий обучения путем создания для учащегося индивидуальной образовательной траектории. Нами была сконструирована экспертная система, обеспечивающая формирование списка профильных учебных элементов по введённым профилю обучения и учебному времени.

Что собой представляют экспертные системы? Это человеко-машинные системы, которые используют надежные и проверенные знания высококвалифицированных специалистов в виде объектов и правил, сохраняя их в компьютерных базах знаний. Надо сказать, что при возникновении неформализованных задач, не имеющих алгоритмического решения, экспертные системы становятся наилучшим инструментом конструирования алгоритмов, методик, предметных областей, а при изменении заданных условий необходимые коррективы вносятся в режиме реального времени. Она может решать задачи и в отсутствие эксперта. Но в любом случае не следует ни недооценивать, ни переоценивать как преимущества экспертной системы перед человеком, так и ее недостатки, и опасность излишнего к ней доверия. База знаний экспертной системы - это ее фундамент, в нашем случае она отражает структуру учебных элементов, которые представляют собой формализованные представления знаний, отражение объектов предметной области и их взаимосвязей. Затраты на создание базы знаний могут составить 3 000 000 долл.

Тенденции развития педагогической науки требуют повышения качества образовательного процесса, поэтому экспертной системе в учебном процессе может быть отведена, как нам представляется, особая роль при формировании содержания образования.

Экспертные системы возможно использовать для решения таких проблем, как: создание содержания образования, формирование учебного плана, педагогическое прогнозирование, дифференцированный подход к учащимся, оценка и мониторинг условий образовательной среды, построение системы уроков и отдельно взятого урока, педагогический и психологический мониторинг, оценка и мониторинг состояния здоровья школьников и их физического состояния на уровне класса, школы, муниципальном и региональном уровнях, а также формирование регионального базисного учебного плана.

Хотя вопрос о применении интеллектуальных систем в учебном процессе не является новым, существует направление, которое не получило должного внимания - технология учебного планирования с помощью экспертной системы, которая даст возможность обеспечить учащегося наиболее подходящей индивидуально спланированной стратегией обучения с учётом оптимального варианта набора учебной информации на основе дифференцированного подхода к реальным возможностям и склонностям ученика.

Теперь о самом эксперименте. Например, ученик выбирает гуманитарный профиль и время, которое ему отведено на изучение учебной информации. С помощью экспертной системы для него генерируется список того, что он должен изучить. В индивидуальном порядке он может менять время изучения того или иного учебного элемента. При этом система отслеживает непревышение нормы СанПиН. Вводится также уровневая дифференциация (низкий, средний, высокий уровни обучения). У разных учеников может быть одинаковое время обучения, но за это время может быть изучено разное количество учебной информации. Так выстраивается индивидуальная траектория обучения. Профильные учебные элементы (база знаний экспертной системы) конструируются, исходя из экспертных мнений учителей-предметников, преподавателей вузов и специалистов в области профессиональной деятельности.

Учитель задаёт профиль, учебное время, а система выдаёт список учебных элементов. Если ученик усвоил программу раньше обозначенного времени, то подбирается дополнительный список. Если Н., ученик с высоким уровнем обучаемости выполнил программу, у него есть возможность изучать учебный элемент из другого профиля. Если М., ученик с низким уровнем обучаемости (по трехуровневой системе) выполнил программу, то далее он может совместно с учителем выбрать учебный элемент из более высокого уровня того же профиля.

Мы считаем, что в подобных условиях ученик гораздо больше мотивирован на усвоение своей учебной программы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - М.: Центр тестирования, 2002. -239 с.
  2. Беспалько В.П. Персонифицированное образование // Педагогика. - 1998. - № 2. - С.12-17.
  3. Джексон П. Введение в экспертные системы. Пер. с англ.: уч. пос. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. - 624 с.
  4. Матрос Д.Ш. Как оптимизировать распределение учебного времени. - М.: Знание, 1991. - 80 с.
  5. Мирошниченко А.А. К вопросу о содержании профессионально ориентированного учебного материала // Образование в Удмуртии: история, реальность и перспективы: Материалы научно - практической конференции. - Ижевск: Изд-во ИУУ, 1998. С.33-35.
  6. Мирошниченко А.А. Предметная область экспертной когнитивно-педагогической системы. - Глазов, 1997. - 86 с.
  7. Мирошниченко А.А. Профессионально ориентированные структуры учебного материала: Метод. рекомендации. - Глазов, 1996. - 56 с.
  8. Попов Э.В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ. - М.: Наука, 1987. - 288 с.
  9. Скаткин М.Н. О школе будущего. Перспективы развития советской общеобразовательной школы. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
  10. Черепанов В.С. Метод групповых экспертных оценок // Педагогика. - 1987. - № 5. - С.57-60.
  11. Шрейдер Ю.А. Экспертные системы: их возможности в обучении // Вестник высшей школы. - 1987. - № 2
  12. Экспертные системы. - М.: Знание, 1990. - Сер. "Вычислительная техника и её применение"; № 10. - 48 с.
  13. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. - Каунас: Швиеса, 1989. - 272 с.



c78089d0

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Клиника и лечение кишечного амебиаза

Статья в формате PDF 104 KB...

09 01 2020 15:57:59

ВОДНЫЙ РЕЖИМ РЕК СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

Статья в формате PDF 126 KB...

04 01 2020 15:28:31

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ РЯДАМИ ФУРЬЕ

Статья в формате PDF 648 KB...

03 01 2020 23:45:17

Бозаджиев Владимир Лукьянович

Статья в формате PDF 144 KB...

30 12 2019 7:15:25

ТИПОГРАФИКА (учебное пособие)

Статья в формате PDF 116 KB...

29 12 2019 20:46:28

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ. КВАЗИРЕЧЕВОЙ ДИАЛОГ В УЧЕБНОМ ПОСОБИИ

Выделены навыки социальной коммуникации, необходимые для успешного освоения химических дисциплин. Предложен один из путей снятия напряженности в процессе общения преподавателя и студента - виртуальный письменный диалог, реализованный в виде учебного пособия. Используемые в пособии методические приемы позволяют наиболее полно сформировать необходимый инструментарий познания: (логические операции + социальная коммуникация) → понимание → знание. ...

20 12 2019 9:34:25

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ ПРОВОРОВ

Статья в формате PDF 87 KB...

17 12 2019 15:15:45

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ЙОДИРОВАННОЙ ПОВАРЕННОЙ СОЛИ

Статья в формате PDF 100 KB...

16 12 2019 1:15:11

К ПРОБЛЕМЕ ОТБОРА В ХОККЕЕ

Статья в формате PDF 262 KB...

07 12 2019 12:18:32

МОНИТОРИНГ НЕФТЯНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВИННОВСКОЙ РОЩИ

Статья в формате PDF 305 KB...

06 12 2019 1:25:45

КЛИНИКО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛЫХ АНОМАЛИЙ СЕРДЦА У ДЕТЕЙ С АРИТМИЯМИ

На основании результатов комплексного клинико- инструментального обследования 390 детей в возрасте от 5 до 15 лет, проживающих в г. Красноярске, была изучена зависимость клинического течения нарушений сердечного ритма и проводимости от выраженности и формы малых аномалий развития сердца. Установлены основные эхокардиографические параметры и прогностические критерии развития гемодинамических нарушений у детей с аритмиями. ...

30 11 2019 16:26:26

ОЦЕНКА МЕСТНЫХ ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЙ ПРИ ПЕРИТОНИТЕ

Статья в формате PDF 111 KB...

21 11 2019 22:11:11

СУБЪЕКТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Статья в формате PDF 114 KB...

18 11 2019 15:31:13

ЦИФРОВОЙ МОДЕМ ДЛЯ СЕТИ ISDN

Статья в формате PDF 297 KB...

14 11 2019 7:50:43

САТУРАТОРЫ ИНЖЕКТОРНОГО ТИПА

Статья в формате PDF 91 KB...

11 11 2019 23:49:30

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТЕЙ г. КРАСНОЯРСКА

Статья в формате PDF 109 KB...

09 11 2019 15:51:44

ИЗМЕНЕНИЕ КАПСУЛЫ СЕЛЕЗЕНКИ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ

Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение структуры капсулы селезенки в раннем постнатальном онтогенезе. Дана сравнительная гистологическая характеристика капсулы с учетом зависимости изменений от различной концентрации потребляемого алкоголя. ...

08 11 2019 19:55:22

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ И ЗАДАЧ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

В работе приводятся сведения относительно возможности применения тестовых заданий и биологических задач для исследования личностных особенностей учащихся и выявления одаренных детей. Показано, что использование этого подхода может способствовать повышению эффективности выявления школьников с повышенным уровнем интеллекта. ...

05 11 2019 7:50:37

УЛЬТРАСТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК ЭПИТЕЛИЯ ТОНКОЙ КИШКИ У ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ВСКАРМЛИВАНИЯ (СМЕШАННОЕ, ИСКУССТВЕННОЕ)

В статье освещаются морфофункциональные особенности структуры стенки тонкой кишки в зависимости от характера вскармливания в экспериментальных условиях. Представлены собственные результаты исследования по вопросу о электронно-микроскопическом строении слоев стенки тонкой кишки при смешанном и искусственном вскармливании в эксперименте. ...

03 11 2019 9:34:54

Качество жизни детей, больных вирусными гепатитами

Статья в формате PDF 136 KB...

02 11 2019 23:17:33

ШАТОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья в формате PDF 224 KB...

31 10 2019 14:16:49

БИЗНЕС-ПЛАН: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

26 10 2019 7:49:23

ПИЩЕВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ДАУРСКОЙ ПИЩУХИ (OCHOTONA DAURICA)

Статья в формате PDF 140 KB...

20 10 2019 8:49:23

ЮРЬЕВ АЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВИЧ

Статья в формате PDF 320 KB...

12 10 2019 8:59:45

Особенности гаметогенеза рыб на примере карповых

Статья в формате PDF 124 KB...

08 10 2019 1:22:43

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИ ЛЕЧЕНИИ КОРОВ И ТЕЛОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА КРИОТЕРАПИИ И ОЗОНОИРОВАННЫМИ ГОМЕОПАТИЧЕСКИМИ ПРЕПАРАТАМИ

Бесплодие является одним из главным заболеванием коров. По причине непригодности к воспроизводству из стад выбывает более половины животных. По этой причине сельскохозяйственные предприятия терпят существенные убытки. В настоящее время в производстве требуются современные методы лечения, которые отличались бы высокой эффективностью, широким спектром действия, низкозатратностью. Авторы считают, что такой инновационной технологией является лечение нарушения воспроизводительной системы коров и телок с использованием метода криотерапии и озонированными гомеопатическими препаратами. ...

02 10 2019 3:31:15

ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА АНГЛО- И РУССКОЯЗЫЧНЫХ БЛОГОВ

Статья в формате PDF 261 KB...

01 10 2019 8:45:54

КОНТАКТНАЯ АКТИВАЦИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ КРОВИ

Статья в формате PDF 118 KB...

30 09 2019 18:29:46

ВЛИЯНИЕ БИОПРЕПАРАТОВ НА ФОТОСИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ПРОДУКТИВНОСТЬ РАННИХ ГИБРИДОВ ОГУРЦА В ПЛЕНОЧНОЙ ТЕПЛИЦЕ

Установлено, что применение биопрепаратов биогумус, гуми и альбит при замачивании семян и некорневой подкормке раннеспелых гибридов огурца в пленочной теплице, положительно влияют на энергию прорастания и всхожесть семян, ускоряют рост и развитие растений огурца, сокращают межфазный период на 3- 4 дня, вегетационный период, на 5-6 дней. Благоприятно влияют на водный режим растений, увеличение ассимиляционной поверхности, фотосинтетический потенциал и урожайность. Наиболее эффективное действие оказывали биопрепараты биогумус и гумми на гибридах, отечественной селекции Арина и голландской Машенька. ...

28 09 2019 14:58:48

О ВЛИЯНИИ ГЕОМАГНИТНОГО ПОЛЯ (ГМП) НА БИОТУ

Статья в формате PDF 85 KB...

26 09 2019 20:27:56

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ

Умелое использование сокровищницы мировой культуры, достойное место в которой занимают поэтические и художественные произведения М. В. Ломоносова, М. И. Алигер, И. В. Гёте, И. А. Ефремова, К. Г. Паустовского, в педагогической практике обеспечивает эффективное развитие естественнонаучного интеллекта и формирование мировоззрения школьников. ...

17 09 2019 5:17:31

К ВОПРОСУ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ

Статья в формате PDF 101 KB...

14 09 2019 3:53:36

ГИС ДЛЯ ОЦЕНКИ РИСКА В СИСТЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья в формате PDF 99 KB...

09 09 2019 20:52:30

ГЛУЩЕНКО ЛЮДМИЛА ФЁДОРОВНА

Статья в формате PDF 175 KB...

27 08 2019 14:36:58

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!