ЭТИКА НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ > Научные обзоры
IT-Reviews    

ЭТИКА НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Источник:
Дашинимаева С.М. Статья в формате PDF 211 KB «Природа, возможно, является самой древней философской категорией, при этом едва ли найдутся другие категории, столь же актуальные в наше время. Тем не менее, еще четверть века назад даже самый проницательный человек не мог бы предсказать поворота философии к проблемам дикой природы. Никогда еще не существовало более удивительного развития философии, чем современное серьезное переосмысление человеческого отношения к экосистеме Земли"[1].

Так начинается одна из книг выдающегося современного американского философа Холмса Ролстона "Environmental ethics", New-York, 1994.

Вместе с такими современными учеными как А. Швейцер, Д. Радьяр, Б. Калликот, Б. Дивол, Д. Сессион и др., Х.Ролстон стал основоположником экологической философии.

Заслуга X. Ролстона состоит в том, что ему удалось построить научную систему экологической этики, соединив этику, экологию, естествознание и человеческие интересы. В его многочисленных трудах, посвященных проблемам экологии можно найти широкий анализ западной литературы по данной проблеме. Понимание не только ценности природы, космоса, но и ценности человеческой деятельности позволило автору сформулировать универсальные гуманистические, экологические ценности и идеи.

Холмс Ролстон III является лауреатом престижной американской премии имени Джона Темплтона. Он родился в 1932 в американском штате Виржиния. Окончил колледж Девидсона, получил степень доктора теологии в Эдинбургском университете и магистра философии в университете Питсбурга. Начав академическую карьеру физиком, он стал пастором, а затем философом. Х. Ролстон стал основоположником новой дисциплины - экологической этики. Объединяя науку, философию и религию, она предлагает нам такую синтетическую интерпретацию природы, которая меняет место человека в ней.

Являясь одним из наиболее известных американских экофилософов, он состоит в редакционной коллегии двух наиболее влиятельных экофилософских журналов: американского "Environmental ethics" и английского "Environmental values".

В СССР и странах СНГ труды ученого не переводились и не издавались (за исключением одной статьи).

Как справедливо полагает ученый, научив человечество ценить дикую природу не как ресурс для получения экономической прибыли, а за ее красоту, духовность и внутреннюю самоценность, мы сможем спасти последние участки дикой природы.

Х.Ролстон считает, что западная парадигма основывалась на позиции Джона Стюарта Милла, убеждающего нас изучать природу, ради ее «улучшения» и «исправления», что природа всегда рассматривалась только как «ресурс», «с точки зрения ее полезности»[1]. И поэтому пришло время задуматься о существовании «этики окружающей среды в первичном, натуралистическом значении», где необходима «этика для партнеров со сплетенными судьбами» [1].

В центре внимания его работ стоит поиск всеобъемлющей этической теории, обосновывающей внутреннюю ценность природы. Его концепция экологической этики порывает с традицией антропоцентризма и пытается обосновать моральную значимость нечеловеческого мира.

X. Ролстон согласен с Ианом Мак Гардом, что природа включает в себя «внутреннюю систему ценностей» и что «основное положение экологии -это баланс природы» [1].

В своей книге он высоко оценивает работу Ольдо Леопольда «Этика земли», посвященную поиску морали использования земли. Он соглашается с Рене Дюбо, который предлагает расширить 10 заповедей 11 заповедью «ты должен бороться за качество окружающей среды»[1]. Опираясь на подсчеты ресурсов, Х.Ролстон считает, что разнообразие обеспечивает стабильность и что «множество» - это не роскошь; это «необходимость»[1]. Также, по его мнению, считает и Пол Шепард, утверждающий, что «сокращение пестроты» будет подобно «ампутации человека»[1]. Он сравнивает наш мир с нашим телом и очищение свалки с пломбированием зубов.

Но в то же время, он обвиняет Леопольда и Шепарда в том, что они «не стремятся глубоко стандартизировать настоящую экосистему» и что их забота позволяет «изменение, управление и использование»[1], тогда как, утверждает X. Ролстон «правильным является не то, что поддерживает статус кво экосистемы, а то, что сохраняет ее красоту, стабильность и разнообразие»[1].

X. Ролстон пишет, что наука об окружающей среде пересматривает дебри постдарвинизма, где природа представляется беспорядочной, хаотичной, слепой и грубой.

Он сравнивает экологическую революцию с революцией Коперника или Ньютона, так как она по-новому раскрывает перед нами мировоззрение. Люди должны пересмотреть свои ценности и осознать свои обязанности по отношению к Матери-Земле, понять, что забота о природе - это забота о нас и будущих поколениях. И чтобы выжить, человечеству необходимо кардинально изменить сложившееся отношение к природе, с помощью новой этики-«этики нового тысячелетия»[2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Holms Rolston III "Environmental ethics", New-York 1994, p.9
  2. Мантатов В.В. «Холмс Ролстон: Этика нового тысячелетия»: Сб. науч. тр. Устойчивое развитие. Вып. 3.- У-У, 1999. - С. 23



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ КВАНТОВОЙ ХИМИИ

Статья в формате PDF 95 KB...

21 07 2021 15:14:18

УЛЬТРАСТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК ЭПИТЕЛИЯ ТОНКОЙ КИШКИ У ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЖИВОТНЫХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ВСКАРМЛИВАНИЯ (СМЕШАННОЕ, ИСКУССТВЕННОЕ)

В статье освещаются морфофункциональные особенности структуры стенки тонкой кишки в зависимости от характера вскармливания в экспериментальных условиях. Представлены собственные результаты исследования по вопросу о электронно-микроскопическом строении слоев стенки тонкой кишки при смешанном и искусственном вскармливании в эксперименте. ...

20 07 2021 20:12:32

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА (электронное учебное пособие)

Статья в формате PDF 103 KB...

19 07 2021 10:43:20

СТУК ИЗ ПРОШЛОГО

Статья в формате PDF 257 KB...

03 07 2021 0:40:35

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья в формате PDF 100 KB...

01 07 2021 20:14:54

О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Статья в формате PDF 112 KB...

25 06 2021 10:28:23

ОГНЕСТОЙКИЕ НЕНАСЫЩЕННЫЕ ПОЛИЭФИРЫ

Статья в формате PDF 109 KB...

23 06 2021 18:25:18

Никитюк Надежда Федоровна

Статья в формате PDF 68 KB...

14 06 2021 17:55:23

ОБ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКЕ НАУКИ И ИСКУССТВА

Статья в формате PDF 129 KB...

13 06 2021 22:54:50

КОВАЛЕВ АНАТОЛИЙ СПИРИДОНОВИЧ

Статья в формате PDF 338 KB...

08 06 2021 3:49:46

ДИАГНОСТИКА ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ У ДЕТЕЙ

Статья в формате PDF 302 KB...

06 06 2021 5:51:25

ДИСКОЛЕТ И ЕГО АВТОМОДЕЛЬНОСТЬ

Измерена подъемная сила, создаваемая скошенным экранированным кольцевым крылом. Показано, что экспериментальные результаты удовлетворяют свойству автомодельности. ...

05 06 2021 14:33:34

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!