IT-Reviews    

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА НОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

c78089d0
Санлыер Д.Ф. Статья в формате PDF 251 KB В связи с открытием и функционированием различных инновационных учебных заведений (лицеев, гимназий, колледжей, инновационных школ и т.д.) в последние десятилетия возникла необходимость выявления особенностей перехода традиционных учебных заведений на новые формы обучения с изменением статуса этих учебных заведений. Этим и определяется актуальность проводимого исследования.

Так как я являюсь представителем Высшего учебного заведения двуязычного Татарстана, все учащиеся в школах и ВУЗах обязаны изучать два языка: русский и татарский. Это государственные языки Республики.

Цель и задачи проводимого исследования сводятся к разработке и обоснованию особенностей перехода образовательных учреждений на новые формы обучения в новых типах образовательных учреждений.

К новым видам организации учебного процесса и новым типам общеобразовательных учреждений можно отнести:

  • создание в рамках традиционных средних общеобразовательных школ гимназических классов, классов различного уровня обучения, коррекционно-развивающих классов;
  • создание в рамках традиционных общеобразовательных средних школ классов с углубленным изучением отдельных предметом, профильных классов;
  • открытие школ-гимназий как экспериментальных площадок;
  • создание авторских школ;
  • открытие гимназий, лицеев;
  • открытие профессиональных лицеев, высших профессиональных училищ, колледжей;
  • создание центров непрерывного обучения.

Именно формой организации обучения отличается педагогический процесс в учебных заведениях нового типа. Наряду с известными формами обучения в средней общеобразовательной школе (урок, учебные экскурсии, факультативные занятия), в лицее, гимназии, колледже используются вузовские формы обучения (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы и практикумы, тематические экскурсии); профессиональных лицеях, колледжах, профессиональных училищах ещё добавляется производственная практика, курсовое и дипломное проектирование.

Под особенностями перехода образовательных учреждений на новые формы обучения обозначим ряд требований к условиям, которые необходимо учитывать при переходе традиционного образовательного учреждения в новый статус или открытия учебного заведения нового типа.

1.      Особенности географического положения региона.

Говоря об особенностях региона остановимся на понятии «территориальная образовательная система» как совокупности связанных между собой образовательных и инновационных процессов и деятельности по управлению этими процессами, осуществляемой образовательными учреждениями, органами образования и другими институтами в той или иной территории. Ядро территориальной образовательной системы - специально организованная, относительно целостная система образовательных учреждений, классов и групп разных направлений, профилей, специальностей. Она обеспечивает образовательные потребности и учитывает возможности всех детей, проживающих на территории.

2.      Реальная потребность населения в учреждениях повышенного уровня образования.

В настоящее время реальная потребность в учреждениях повышенного уровня образования примерно в три раза меньше количества действующих. Т.е. в этих учреждениях (например, в гимназиях) обучаются не только и не сколько одаренные дети, сколько обычные ребята, что приводит к их перегрузке и ущербу для здоровья и духовного развития.

В этом случае возможно два выхода из этого положения. Если ситуация временная и через год-два появится возможность вывести отсюда часть детей , то школе надо присвоить временный статус экспериментальной площадки по отработке той или иной модели гимназического образования в рамках обычной общеобразовательной школы. Если перспектива вывести детей нереальна, то необходимо выделение другого помещения для открытия гимназии. Если это невозможно, то гимназию открывать не следует.

Нельзя не отметить, что после так называемого «скачка» 1990-1992 гг. коэффициент роста лицеев и гимназий неуклонно уменьшается. Этот факт можно пояснить несколькими причинами:

  • после принятия проектов образовательных стандартов выхода Примерных положений о лицеях и гимназиях сам факт изменения статуса учебного заведения становится не таким простым, как раньше;
  • рынок образовательных услуг, связанный с выделением определенной части учащихся и предоставлением им возможностей, насыщается; завершается деление традиционно старшей школы на профессиональную и образовательно ориентированную, что определяет и практически устанавливает направления изменения содержания образования.

3. Изучение и прогнозирование социального заказа.

Сеть образовательных учреждений (традиционных и новых) должна создаваться и определяться на основе изучения требований социального заказа на данном этапе экономического развития и его прогнозирования на будущее.

Местная администрация правомочна открывать и финансировать инновационные образовательные учреждения, экспериментальные площадки, быть их учредителем.

4. Определение модели учебного заведения.

Говоря об учебном заведении как о сложной системе, характеризующейся своими компонентами и связями между ними, которые определяют её строение и своеобразие, можно предложить несколько структурных моделей учебного заведения нового типа. Под структурной моделью подразумевается последовательность взаимодействующих между собой ступеней (уровней, профилей) обучения и воспитания, существующих в каждом учебном заведении. Единых структурных моделей не существует, и каждый педагогический коллектив определяет её исходя из нормативных положений, местных условий.

Структурная модель гимназии имеет несколько ступеней (две, три, четыре). При 2-х ступенчатой модели на первой ступени (5-8 кл.) можно создать несколько направления обучения, которые на второй ступени (9-11 кл.) трансформируется в три профиля обучения. При 3-х ступенчатой модели кроме двух гимназических добавляется младшая ступень - прогимназия (1-4 кл.) и дошкольные учебные заведения (д/с №36 в г.Альметьевске). При 4-х ступенчатой модели возможно более полно учесть возрастные и индивидуальные особенности и осуществить профессиональную ориентацию.

Структурные модели лицеев разнообразны.

Первая модель - это третья ступень специализированной школы, старшее звено среднего образования с углубленным изучением ряда предметов, курсов и тем, с частичной профессиональной и специальной подготовки. Такие лицеи, как правило, функционируют при высшем учебном заведении.

Вторая модель - аналогична классическому царскосельскому образцу, является общеобразовательной средней школой повышенного уровня, с гуманитарной направленностью подготовки учащихся.

Третья модель - это учебное заведение специализированного типа, входящее составной частью в комплекс непрерывного образования как предпрофессиональная ступень, где осуществляется частичная специализация или профессионализация. Такая структурная модель принята в профессиональных лицеях.

Четвёртой моделью может называться экспериментальная площадка школа-лицей, сохраняющая территориальный контингент учащихся, где на 3-ю ступень обучения (10-11 кл.) на конкурсной основе принимаются все желающие учащиеся, один из которых заканчивала я сама. Мы изучали...

Обучение в колледже осуществляется на двух ступнях: подготовка специалистов со среднем специальным образованием и подготовка специалистов повышенного уровня квалификации с компонентами высшего образования. При наличии необходимых условий (учебно-лабораторная база, педагогические кадры) и заказ производства колледж может вести подготовку и специалистов с высшим образованием первичного уровня (общеспециальное, степень бакалавра). Отдельные колледжи осуществляют на первой ступени обучения подготовку специалистов с начальным профессиональным образованием, на второй ступени - со средним профессиональным образованием.

Подготовка рабочих и специалистов в высшем профессиональном училище также осуществляется на ступенчатой основе. Число ступеней определяется в зависимости от конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. Причем, каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность и подтверждается выдачей дипломов, отражающего уровень подготовки. Так, на первой ступени осуществляется подготовка рабочих, а на последующих - повышенная подготовка рабочих кадров. Например, на второй ступени - подготовка рабочих повышенной квалификации или специалистов со средним профессиональным образованием. На третьей ступени - подготовка специалистов с высшим образованием.

Т.о., структурная модель новых учебных заведений, реализуя идею непрерывного образования, создает возможности для плавного перехода к обучению на более высоком уровне.

5. Наличие необходимой материальной базы.

Это условие становится актуальным для начальных и средних профессиональных учебных заведений в связи с открытие многопрофильной подготовки по нескольким профессиям и специальностям в одном учебном заведении, ранее ориентированном на подготовку кадров одного уровня и одного профиля.

6. Развитие педагогической культуры и повышение квалификации преподавательских кадров.

Преподаватели должны не только сообщать определенную программную информацию и проводить работу по её усвоению, но и обеспечивать нравственное развитие личности, формирование её направленности, мировоззрения, умения определить жизненные перспективы (5 мин. на занятиях должно быть посвящены воспитательному моменту).

7. Разработка учебно-программной и методической документации.

Основными учебно-программными документами являются учебный план и программы. В настоящее время учебные планы разрабатываются в соответствии со статусом учебного заведении.

В школах при наличии классов с углубленным изучением отдельных предметов или предметных циклов учебный план составляется или отдельно для этих классов, или предполагает выделение дополнительных часов на изучение отдельных предметов за рамкой основного учебного плана.

В отличие от средней общеобразовательной школы, в заведениях нового типа учебный процесс строится исходя из индивидуальных планов, в которых наряду с общеобразовательными дисциплинами, введены профилирующие курсы (в лицеях и гимназиях), а также специальные предметы (в профессиональных лицеях, колледжах, профессиональных училищах).

Отбор содержания обучения строится на основе интнгреции науки, образования, передовых форм производства.

8. Диагностика детей.

При организации обучения в учебных заведениях нового типа разносторонняя диагностика становится одним из важнейших критериев приёма учащихся; перевода их из класса в класс, со ступени на ступень4 определения их интересов и профессиональной направленности.

Прежде всего - это входное тестирование для определения проблем в знаниях. Затем - предметные тематические зачеты, причем в каждом тесте следует предусмотреть наличие дополнительной части, стимулирующий изучение предмета.

Перевод учащихся из одного класса в другой также осуществляется на основе диагностики: по результатам контрольных работ, коллоквиумов, годовых оценок по предметам, рейтинговым экзаменам, переводным экзаменам.

Зачисление учащихся в учебное заведение нового типа происходит на основе диагностики уровня их подготовленности к обучению, которая одновременно служит основой для планирования и коррекции в дальнейшем педагогического процесса, для анализа и оценки успехов учащихся в учении.

Диагностированием определяется возможность каждого ученика выбирать для себя оптимальный уровень и стремиться его достичь. Учащиеся, не успевающие по профессиональным предметам (дисциплинам), отчисляются и переводятся в общеобразовательную школу.

 Таким образом, можно сделать вывод о том, что вышеперечисленные особенности в какой-то мере определяют степень соответствия новых форм обучения в новых типах образовательных учреждений законодательным нормам, современным требованиям к организации учебного процесса, экономическим и социальным условиям развития региона.

Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Современная социология и образование», ОАЭ (Дубай) 11-18 марта 2005 г. Поступила в редакции 21.03.05 г.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Статья в формате PDF 277 KB...

31 07 2020 10:53:38

ЭТНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Статья в формате PDF 102 KB...

29 07 2020 20:41:38

Природа времени

Данная работа посвящена обоснованию несостоятельности современных путей решения вопроса о природе времени. Авторами показана абстрактность этих подходов, а также подчеркивается, что при создании научных теорий, описывающих материю, присутствует идеализация времени. Необходимо отметить, что в процессе решения данного вопроса нельзя забывать о сущности материи. До тех пор пока не будет понимания сущности материи, не будет понимания и природы времени. Поэтому авторы предлагают не создавать отдельных гипотез природы времени, а направить силы на понимание сущности материи. Для этого необходимо рассмотреть в более широком аспекте саму материю и те типичные процессы, в которые она включается. Только через решение вопроса о сущности материи можно прийти к пониманию природы времени. ...

25 07 2020 8:28:36

CLAMIDIOSIS AND UREAPLASMOSIS AT MOTHERS AND THE BIRTH OF CHILDREN WITH ILLNESS OF DOWN

Статья в формате PDF 108 KB...

23 07 2020 10:15:20

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМПРОЦЕССЕ

Статья в формате PDF 116 KB...

16 07 2020 17:31:41

УПРАВЛЕНИЕ АДАПТИВНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Статья в формате PDF 124 KB...

13 07 2020 18:41:13

КАПСУЛИРОВАНИЕ МНОГОВЫВОДНЫХ BGA МИКРОСХЕМ

Статья в формате PDF 135 KB...

11 07 2020 4:14:38

Правовые аспекты эвтаназии

Статья в формате PDF 102 KB...

09 07 2020 17:32:17

Оценка эффективности различных методов лечения рожи

Статья в формате PDF 117 KB...

06 07 2020 19:56:54

ПЕРСОНАЛ БАНКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЕГО КАПИТАЛ

Статья в формате PDF 118 KB...

04 07 2020 15:30:47

АКТИВНОСТЬ ФОСФОЛИПАЗЫ А2 И СОСТОЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕКИСНОГО ОКИСЛЕНИЯ ЛИПИДОВ В ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ КРОВИ У БЕРЕМЕННЫХ С ГЕРПЕС-ВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ

В работе изучено состояние процессов перекисного окисления липидов и содержание фосфолипазы А2 в периферической крови беременных III триместра с обострением герпес-вирусной инфекции в зависимости от титра антител IgG к вирусу простого герпеса 1 типа. Установлено, что обострение герпес-вирусной инфекции в период гестации способствует активации процессов перекисного окисления липидов, регистрируемого по содержанию Т Б К-активных продуктов (малонового диальдегида), повышению содержания фосфолипазы А2, наиболее выраженное при титре антител IgG к В П Г-1 1:12800 и является причиной деструктивных процессов в составе липидов эритроцитов. ...

28 06 2020 20:52:47

НОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СУШКИ ЗЕРНА

Статья в формате PDF 120 KB...

26 06 2020 22:13:17

ЭПИДЕМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИСТА

Статья в формате PDF 116 KB...

22 06 2020 22:56:47

АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОВОЩНОГО ПОДКОМПЛЕКСА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

В рыночной экономии предприятия действуют в условиях конкуренции. Изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах. Конкурент – важный элемент инфраструктуры системы маркетинга, оказывающий влияние на маркетинговую стратегию предприятия в отношении товара, поставщиков, покупателей. Исследование позиций конкурентов, а так же анализ конкурентной среды, в которой действуют предприятия, охватывает широкий спектр вопросов и требует привлечения значительного объёма информации. Анализ информации, её интерпретация позволяют специалистам вывести обоснованные оценки по каждому фактору конкуренции и охарактеризовывать общее положение предприятий на рынке по отношению к основным конкурентам. ...

21 06 2020 17:45:58

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ДВИЖУЩИХСЯ ТЕЛ

В статье рассматривается взаимодействие тел при различных скоростях и делается вывод о несправедливости постулата о постоянстве скорости света относительно любой системы отсчета. Дается также понятное с точки зрения классической механики объяснение зависимости длины и времени от скорости. ...

15 06 2020 14:51:40

СУЩНОСТЬ КРИЗИСНЫХ ОТНОШЕНИЙ (ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ)

Статья в формате PDF 295 KB...

14 06 2020 21:25:44

О РОЛИ ТЕРМИНОВ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Статья в формате PDF 307 KB...

11 06 2020 20:53:48

ДИАЛЕКТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ПЕРСОНАЛА БАНКА

Статья в формате PDF 117 KB...

04 06 2020 19:52:58

ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 97 KB...

30 05 2020 11:56:21

СИДОРОВА КЛАВДИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Статья в формате PDF 167 KB...

29 05 2020 18:36:47

О НАХОЖДЕНИИ ОБЪЕМОВ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ

Статья в формате PDF 271 KB...

28 05 2020 14:21:10

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕСТЕСТВЕННО – НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностно – ориентированная технология ставит в центр образовательной системы личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Основными понятиями в личностно – ориентированном учении является обучение и развитие ученика в процессе педагогики сотрудничества. ...

25 05 2020 5:16:11

ИЗМЕНЕНИЕ КАПСУЛЫ СЕЛЕЗЕНКИ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ

Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение структуры капсулы селезенки в раннем постнатальном онтогенезе. Дана сравнительная гистологическая характеристика капсулы с учетом зависимости изменений от различной концентрации потребляемого алкоголя. ...

23 05 2020 3:43:45

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ГЕОГЕЛЬМИНТОЗЫ

Статья в формате PDF 237 KB...

22 05 2020 23:22:43

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ЙОДИРОВАННОЙ ПОВАРЕННОЙ СОЛИ

Статья в формате PDF 100 KB...

19 05 2020 22:54:57

АНАТОМИЯ ПОЯСНИЧНЫХ СТВОЛОВ БЕЛОЙ КРЫСЫ

Статья в формате PDF 115 KB...

10 05 2020 10:47:51

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. КУРС ЛЕКЦИЙ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 117 KB...

06 05 2020 19:21:38

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Статья в формате PDF 180 KB...

02 05 2020 19:10:16

РАЦИОНАЛЬНОЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ – ПУТЬ К ПРОЦВЕТАНИЮ

Статья в формате PDF 213 KB...

27 04 2020 15:15:33

Организация системы адаптации человека в онтогенезе

Статья в формате PDF 104 KB...

15 04 2020 12:40:30

КАЗАНСКИЙ КРАЙ: ЯЗЫК ПАМЯТНИКОВ XVI-XVII ВЕКОВ

Статья в формате PDF 282 KB...

09 04 2020 13:13:56

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОГЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАЕЖНЫХ ЛАНДШАФТОВ НА СООБЩЕСТВА МЕЛКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ

Рассматриваются показатели видового разнообразия мелких млекопитающих в зоне влияния алмазодобывающей промышленности Западной Якутии. Исследования проводились на территории двух крупных промышленных узлов – Мирнинского (среднетаежная подзона) и Айхало- Удачнинского (северотаежная подзона). Отработано около 7040 конусо-суток, 4700 ловушко-суток и отловлено 1920 экз. мелких млекопитающих, относящихся к 17 видам. Отмечено, что при масштабных преобразованиях ландшафтов, характерных для деятельности предприятий горнодобывающей промышленности, происходят изменения состава сообществ и популяционных параметров мелких млекопитающих, что свидетельствует о пессимизации среды обитания. Причем негативные трансформации более резко выражены в пределах северотаежной подзоны. ...

07 04 2020 11:10:13

К ВОПРОСУ О ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ В ГОРОДЕ ВЛАДИВОСТОКЕ

Статья в формате PDF 100 KB...

06 04 2020 20:12:48

ТУРИЗМ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Статья в формате PDF 127 KB...

01 04 2020 22:26:56

ВИНОКУРОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

Статья в формате PDF 285 KB...

25 03 2020 6:14:38

О ПРОБЛЕМЕ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ В РОССИИ

Применение большого спектра фармакологических препаратов, как природного происхождения, так и синтезированных требует создания стабильных условий, которые необходимы лечащему врачу при проведении все более усложняющихся ступеней вмешательства человека взаимодействие среды и живого организма. Неизбежным следствием применения лекарственных препаратов без учета механизма действия на структурно-функциональные свойства мембранных взаимодействий, является развитие побочных реакций, отличающихся по своей природе, тяжести клинических проявлений и скорости нарастания. ...

23 03 2020 23:32:55

РОЛЬ ВОДЫ В ОСНОВНЫХ СТРУКТУРАХ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА

Статья в формате PDF 950 KB...

22 03 2020 3:58:48

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 125 KB...

18 03 2020 2:47:50

БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИЗДАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ ПО РАЗНЫМ ОБЛАСТЯМ ЗНАНИЯ, ПОДДЕРЖАННЫХ РОССИЙСКИМ ФОНДОМ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИТОГ 15 ЛЕТ)

Рассмотрена финансовая поддержка издательских проектов Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные характеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным областям знания. ...

10 03 2020 20:52:48

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

Статья в формате PDF 251 KB...

08 03 2020 14:58:29

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!