АНАЛИЗ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ > Научные обзоры
IT-Reviews    

АНАЛИЗ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

Источник:
Мельник Т.В. Статья в формате PDF 162 KB

Анализируя ситуацию в сфере межконфессиональных отношений на Северном Кавказе,следует уяснить,что исследуется не один из регионов страны,а о современном Российском государстве, о его прочной легитимации в обществе как предпосылке гражданской консолидации, обеспечения территориальной целостности,успешной модернизации и восстановления своей мощи. Обычные попытки обьяснить этнополитическую динамику, теперь уже в Северо-Кавказском Федеральном Округе, отдельно взятыми этнодемографическими,социально-экономическими либо социокультурными факторами, представляют собой в логико-методологическом плане значительное упрощение действительности,поскольку реальное этнополитическое развитие определялось скорее их конкретно-историческим сочетанием и кумулятивным действием именно в контексте « переходного» состояния общества и государства и вызванного им всеобщего кризиса идентичности. А такие явления как поликонфессиональный состав населения региона, наличия в нем национально-государственных образований и сложная история отношений местных народов между собой и с Российским государством, должны быть вынесены за скобки политического анализа, что автор статьи и пытается отразить.

В современной России практически все конфессии претендуют на роль хранительниц традиций, некоторой духовной опоры в преодолении социокультурного кризиса, в котором находится российское общество. Религия претендует также и на то, чтобы стать символом национальной идентичности, фактором, укрепляющим национальное самосознание. В этом плане общественно-политическая ситуация на Юге России всегда носила противоречивый характер, a в 90-х гг. прошлого века она обострилась до предела, превратившись в ряде районов (Чечне) в кровопролитную войну.

Северный Кавказ - регион традиционного распространения двух мировых религий - ислама и христианства, где большинство населения исповедует ислам суннитского толка, основными течениями которого являются два мазхаба - шафиитский и ханифитский. Традиционное распространение на Северном Кавказе имеют суфийские ордена, в частности кадирийский и накшбандийский. На Юге России также компактно проживают и шииты. Кроме того, заpегистрированы общины евангельских христиан - баптистов, пятидесятников и т.д.. Армяне, живущие в регионе, являются приверженцами вероучения Армянской апостольской церкви. Еврейское население Северного Кавказа исповедует иудаизм.

Среди ученых-исследователей нет единства в определении точной даты начала распространения ислама на Юге России. Однако известно, что первыми из мусульман на земли Северного Кавказа ступили арабы-завоеватели в VI в. Исламизация Юга России носила циклично-импульсивный характер. Основной причиной цикличности явилось то, что процесс исламизации кавказских народов встретил здесь сильное сопротивление со стороны языческих верований, a также христианства, распространению которого на этик территориях способствовали сильная в то время в военном отношении Грузия, a также Россия, пытавшаяся подчинить себе эти земли и понимавшая, что исламизация местного населения способствовала обличению идеологии сопротивления горских народов в религиозную форму.

Ислам на Северном Кавказе неоднороден. Хотя его воздействие на общественно-политическую жизнь является общей чертой всех мусульманских этносов, существуют различия между его восприятием y разных народов на религиозном и этническом уровнях. Этому способствуют две причины:

1. Нapоды Кавказа в равной степени ощущают себя и горцами c их автохтонным мировоззрением и мусульманами.Именно под знаменами ислама велась длительная борьба горских народов за свою свободу и независимость.

2. На Северном Кавказе, особенно в восточной его части, населенной вайнахами, yтвердились суфийские братства (накшбандийя и кадирийя), завоевавшие здесь достаточно прочные позиции. На западе же Кавказа суфизму не удалось закрепиться, что объясняет относительную слабость ислама в целом в этом регионе.

Несмотря на то, что тарикат накшбандийя не призывал своих сторонников к конфронтации c государственными структурами, широкого распространения на Северном Кавказе он не получил. Господствующее положение, особенно в горных районах Чечнии, получил тарикат кадирийя, нацеленный на сохранение догосударственных чеченских традиций и поэтому в социо-культурном плане несовместимый c самой идеей государственности. Кадирийский тарикат стал естественным отражением догосударственной традиционной культуры «золотого века» человечества. Отличительной особенностью последователей кадирийского тариката, равно как и их склонность к языческим доисламским ценностям, является, например, учение о ненасипии, т.е. признание горцами обязательств лишь перед собственным тейпом и освобождение от каких-либо нормативных ограничений за его пределами.

Влияние ислама особенно проявилось в активном военном сопротивлении российскому вторжению в ХIХ В. B ходе Кавказской войны со стороны России велась антиисламская пропаганда, были предприняты безуспешные попытки обращения горцев в православие. Однако это не привело к ожидаемым результатам. Из всего многонационального северокавказского населения удалось обратить в православие только кабардинцев и часть чеченцев, мигрировавших из родных мест в приграничные c Северным Кавказом районы России. Единственным кавказским народом, большая часть которого перешла в христианство, стали осетины, y которых вследствие этого возникают конфликты c мусульманами, проживающими в этом районе, например c ингушами. Принудительная христианизация на Северном Кавказе не стала инструментом подчинения непокорных горцев, a, наоборот, стимулировала исламизацию местного населения, способствовала консолидации как внутри различных этносов, так и между ними. Этому способствовало и то обстоятельство,чТО наряду c исламизацией северокавказских республик сами кавказцы, тем не менее, сохранили верность своим неисламским традициям. Последние, наряду c исламом, в котором суфийские секты (тарикаты) служили главным естественным регулятором общественной жизнедеятельности, способствовали в определенной мере обособлению материальной и духовной культуры народов Северного Кавказа. Y многих народов Северного Кавказа фактически образовалась система исламско-языческого синкретизма.

B современной истории взаимоотношений федерального центра и республик Северного Кавказа, особенно в период 70-80-х гг. прошлого века, - в мусульманские территории Юга России начали проникать идеи исламского радикализма. Особенно эти тенденции усилились после распада СССР и ослабления властной вертикали в Российской Федерации. Заполнение идеологического вакуума отмечалось новым импульсом усиления политической активности исламских институтов, и прежде всего институтов тариката. На смену прежним малooбразованным лидерам стала приходить молодая исламская элита, получившая духовное образование за рубежом и почувствовавшая себя посланницей, призванной осуществить возрождение подлинной исламской культуры. В этих условиях резко обозначились противоречия внутри традиционного деления общества на тарикаты, когда официальной могла быть объявлена лишь одна из разновидностей суфийского ислама, т.е. складывались условия для внутриконфессионного конфликта по линии противостояния двух тарикатов: накшбандийя и кадирийя. Эти противоречия еще не достигли той опасной черты, когда подрываются устои традиционной религиозной культуры, поскольку основная масса местного населения, особенно старшее поколение, продолжает придерживаться религиозных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Тем не менее молодые люди уже перестают бьпь наследниками и носителями традиционной культуры суфизма. Ситуация обострилась в связи c проникновением в регион вaxхабизма, ведущего борьбу за «чистоту» ислама, практически выступившего в качестве камуфляжа сепаратистских и экстремистских политических устремлений тейповых злит. В этик условиях необходимо:

  • всемерно расширять экономические и духовно-куаьтурные связи в отношениях между всеми субъектами Российской Федерации на Северном Кавказе;
  • разработать правовой механизм решения этноконфессиональных противоречий;
  • исключить навязывание главенства какой-либо из религий в регионах Российской Федерации;
  • не допускать введения в программы обучения местных образовательных учреждений предметов религиозной направленности.

Анализ потенциала напряженности указанных проблем будет практически малопродуктивной, если не учитывать особенности их пространственного распределения. Создание Комиссии по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Северо-Кавказском федеральном округе свидетельствует о необходимости интеграции «отраслевого» и «проблемного» подхода с территориальной организацией государственного управления.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА АНГЛО- И РУССКОЯЗЫЧНЫХ БЛОГОВ

Статья в формате PDF 261 KB...

24 07 2021 13:56:47

РОЛЬ АУДИТОРИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Статья в формате PDF 108 KB...

23 07 2021 20:43:23

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЛИАЛЕ ВУЗА

Построена математическая модель системы управления качеством образования филиала В У За с учетом влияния внешних информационных связей, проведена оценка критерия качества и улучшения внешних связей вследствие внедрения информационной системы. ...

21 07 2021 12:14:23

СТУПЕНЧАТЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ГРАФАХ

Статья в формате PDF 127 KB...

10 07 2021 15:44:36

К ПРОБЛЕМЕ ОТБОРА В ХОККЕЕ

Статья в формате PDF 262 KB...

08 07 2021 23:33:49

РЕШЕНИЕ IV СЕССИИ РАЕ

Статья в формате PDF 65 KB...

06 07 2021 14:45:18

БИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ВИДЫ ФАКТОРНЫХ СВЯЗЕЙ

Статья в формате PDF 215 KB...

05 07 2021 16:58:42

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЭЛЕКТРОФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА УРОЖАЙНОСТЬ ОВОЩНЫХ КУЛЬТУР

В работе представлены результаты исследования влияния высокоинтенсивных физических факторов электрического поля коронного разряда ( Э П К Р), создаваемого установкой « Экран», и некогерентных световых импульсов ( Н С И), создаваемых установкой « Стимул» [1, 2], на семена овощных культур, с целью повышения урожайности. По результатам исследования выявлено, что все использованные в эксперименте режимы высокоинтенсивного физического воздействия на семена овощных культур оказывают стимулирующий биологический эффект при оценке урожайности. Определено, что наиболее эффективными режимами Э П К Р для повышения урожайности овощных культур являются режимы с напряженностью электрического поля 3,5 к В/см и 5 к В/см. Выявлено, что наиболее эффективными режимами Н С И для повышения урожайности овощных культур является режим с запасенной суммарной электрической энергией импульсного источника энерго-питания 80 к Дж. Показано, что при воздействии на посадочный материал картофеля Н С И с запасенной суммарной электрической энергией 40 к Дж наблюдается стимулирование роста, развития, повышение всхожести и сокращение вегетационного периода картофеля. Кроме того, данное физическое воздействие вызывает повышение качества урожая картофеля, т.к. вес и количество крупных и средних клубней в опытной группе значительно больше, чем в контрольной. ...

04 07 2021 3:29:25

ДИАЛОГ КУЛЬТУР В XXI ВЕКЕ

Статья в формате PDF 281 KB...

01 07 2021 17:32:31

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У МОРСКОЙ СВИНКИ

Двенадцатиперстная кишка у морской свинки имеет полукольцевидную форму и четыре части (луковица, краниальная, нисходящая и каудальная), в отличие от человека и белой крысы, очень сильно вытянута и согнута с образованием двух V-образных петель. ...

28 06 2021 4:34:52

ПОЦЕЛУЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Статья в формате PDF 109 KB...

27 06 2021 15:39:42

ИЗМЕНЕНИЕ СОКРАТИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТИ ИЗОЛИРОВАННОГО МИОМЕТРИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН ПОД ВЛИЯНИЕМ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА

В опытах с 19 полосками миометрия, полученных от 5 женщин в конце доношенной беременности при плановом кесаревом сечении, установлено, что озонированный ( ≈0,50 мкг/мл) раствор Кребса ингибирует спонтанную сократительную активность миометрия и существенно уменьшает стимулирующий эффект адреналина, т.е. снижает его α-адренореактивность. Это объясняет эффективность озонотерапии при угрозе прерывания беременности и дискоординированной родовой деятельности. ...

20 06 2021 16:46:29

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БОРТОВОЙ АППАРАТУРЫ АВТОМАТИЧЕСКИХ КА И ВЫРАБОТКИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ

При управлении автоматическими космическими аппаратами ( К А) важной проблемой является обеспечение надежного и оперативного анализа и диагностирования работоспособности бортовых систем. Это позволит своевременно выявить негативные тенденции в работе бортовой аппаратуры и предотвратить их развитие. Наибольшую актуальность проблема приобретает при управлении К А со сложными бортовыми системами, характеризующимися большим объемом телеметрических параметров, а так же при необходимости выдачи командных воздействий непосредственно в сеансах связи. Существующий опыт управления К А показывает, что в ряде случаев только своевременная выдача команд немедленного исполнения позволила обеспечить выполнение программы полета К А [1]. В настоящей работе предлагается общий подход к решению указанной проблемы, основанный на создании адекватных моделей анализа и диагностики функционирования бортовых систем и алгоритмов автоматизированной выработки рекомендаций по воздействию на К А. Ожидается, что использование в практике управления таких моделей и алгоритмов даст возможность существенно повысить эффективность работы аппаратуры, в том числе за счет оперативного устранения возникающих на борту нештатных ситуаций. ...

16 06 2021 18:45:16

ОСОБЕННОСТИ МИКРОФИЛЬМИРОВАНИЯ УГАСАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ

В статье рассматривается вопрос долговременного архивного хранения угасающих документов. Проанализированы сложности, возникающие при их микрофильмировании. Предложена методика предварительной компьютерной обработки сканированных изображений таких документов, обеспечивающая повышение качества их визуального восприятия до требований государственного стандарта к микрофильмируемым оригиналам. Обработанные изображения в дальнейшем могут быть выведены на фотоплёнку с использованием COM-систем (Computer Output Microfilm), либо распечатаны на бумажный носитель и микрофильмированы обычным способом. ...

15 06 2021 1:17:12

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Статья в формате PDF 279 KB...

13 06 2021 6:24:13

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА (электронное учебное пособие)

Статья в формате PDF 103 KB...

09 06 2021 22:43:14

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!