IT-Reviews    

К МЕХАНИЗМУ ФОРМИРОВАНИЯ АФФЕКТИВНОГО СТАТУСА У БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКОЙ ПОЧЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ГЕМОДИАЛИЗЕ

c78089d0
Ахматов К.В. Осиков М.В. Кривохижина Л.В. Ахматов В.Ю. Сурина Статья в формате PDF 129 KB

Хроническая почечная недостаточность (ХПН) на современном этапе развития медицинской науки представляет серьезную медико-социальную проблему. На продолжительность и качество жизни больных с терминальной стадией ХПН, получающих почечно-заместительную терапию, оказывают влияние множество факторов, в том числе аффективный статус [1]. Цель работы - исследовать некоторые механизмы формирования аффективного статуса у больных ХПН в динамике гемодиализной терапии.

Материалы и методы исследования: под наблюдением находились 40 больных с терминальной стадией ХПН в возрасте от 23 лет до 61 года, получавших гемодиализную терапию в ГМЛПУЗ ЧОКБ. Группа контроля - студенты ГОУ ВПО ЧелГМА Росздрава. Оценку аффективного статуса и функционального состояния нервной системы проводили на компьютерном комплексе психофизиологического тестирования «ПсихоТест» (ООО «Нейрософт», Россия, Иваново). Для оценки аффективного статуса использованы тест Люшера, общий уровень тревожности, тест объема и скорости переключения внимания, уровень ситуативной и личностной тревожности по Ч.Д. Спилбергеру, тест самочувствия, активности и настроения (САН) [2, 3]. Оценку функционального состояния соматического отдела нервной системы проводили по психофизиологическим показателям: критическая частота световых мельканий (КЧСМ), время простой зрительно-моторной реакции (ВПЗМР), уровень функциональных возможностей (УФВ), уравновешенность процессов возбуждения и торможения (УПВТ), уровень сенсомоторной координации (УСК) в статических и динамических условиях, уровень произвольной регуляции движений (УПРД) в статических и динамических условиях. Статистическую обработку результатов проводили с использованием программы Statistica v.6.0 [4].

Результаты исследования. У больных ХПН наблюдаются изменения аффективного статуса (табл. 1). Зафиксированы отклонения объективных показателей при оценке тестов Люшера, общего уровня тревожности, объема и скорости переключения внимания. Кроме того, ухудшались показатели субъективных тестов САН и уровня ситуативной тревожности. Процедура гемодиализа не оказывает существенного влияния на аффективный статус у больных ХПН: после гемодиализа изменяется только тест «активность», наблюдается его прирост, который, однако, не достигает уровня контроля.

Таблица 1.

Показатели аффективного статуса у больных ХПН (M±m)

Группы / показатели

Группа 1

Контроль

(n=32)

Группа 2

ХПН до диализа (n=40)

Группа 3

ХПН после диализа (n=40)

Тест Люшера, баллы

7,06±1,03

12,06±0,62*

10,68±0,81*

Общий уровень тревожности, баллы

0,78±0,23

4,10±0,43*

3,90±0,43

Объем и скорость переключения внимания, с

33,09±1,32

54,03±2,33*

51,23±2,88*

Уровень ситуативной тревожности, баллы

40,77±1,31

46,29±1,49*

47,29±1,43*

Тест «самочувствие»,баллы

5,36±0,17

3,57±0,27*

4,12±0,21*

Тест «активность», баллы

5,05±0,16

3,66±0,26*

4,41±0,18* **

Тест «настроение», баллы

5,71±0,13

4,54±0,31*

4,64±0,26*

Примечание. Здесь и в табл. 2 * - значимые (р<0,05) различия с группой 1, ** - группой 2

Факторами, влияющими на аффективный статус у больных ХПН могут быть реакция больного на само заболевание, необходимость постоянной заместительной терапии, взаимоотношения больного с членами семьи, медицинским персоналом и обществом в целом, занятость, работоспособность, возможность активного отдыха, сексуальные нарушения, различные медицинские факторы, включая адекватность диализа, изменения функции нервной системы в условиях нарушений кислотно-основного равновесия, водно-электролитного баланса, уремической интоксикации, гипоксии смешанного генеза.

Установлены нарушения функционального состояния соматического отдела нервной системы у больных ХПН (табл. 2). Подавляется способность нейронов различать поступающую информацию, т.к. снижается показатель КЧСМ. Нарушаются более сложные функции нейронов, связанные с ассоциативными взаимодействиями между центрами различных анализаторов - показатели ВПЗМР, УФВ. Наконец, у больных ХПН нарушается эффективность работы системы отрицательной обратной связи между центрами нескольких анализаторов - показатель УПРД. Эффекты процедуры гемодиализа на показатели функционального состояния соматического отдела нервной системы незначительны, частично восстанавливается только УСК. Можно предположить, что дисфункция соматического отдела нервной системы является результатом «уремического статуса» при ХПН. Установлена зависимость изменений аффективного статуса с показателями функционального состояния соматического отдела ЦНС. Выявлена достоверная умеренной силы корреляция показателя аффективного статуса - теста объема и скорости переключения внимания с показателем КЧСМ (коэффициент корреляции Спирмена R=-0,69; p<0,05), ВПЗМР (R=0,34; p<0,05), УФВ (R=-0,52; p<0,05), УСК в динамических условиях (R=0,57; p<0,05) и УПРД (R=-0,49; p<0,05).

Таблица 2.

Психофизиологические показатели у больных ХПН (M±m)

Группы /

показатели

Группа 1

Контроль

(n=32)

Группа 2

ХПН до диализа (n=40)

Группа 3

ХПН после диализа (n=40)

КЧСМ, Гц

38,28±0,66

34,09±0,87*

33,83±0,81*

ВПЗМР, мс

205,97±4,62

254,37±5,57*

248,79±4,36*

УФВ, у.е.

3,55±0,10

2,66±0,21*

3,09±0,19

УПВТ, %

-23,12±0,06

-5,25±6,74

0,51±8,27*

УСК (статические условия), %

0,33±0,08

5,66±0,94*

3,77±1,01* **

УСК (динамические условия), %

4,30±0,63

18,84±1,86*

14,00±1,47* **

УПРД (статические условия), %

-0,37±0,23

-0,94±0,55*

-0,57±0,99

УПРД (динамические условия), %

-0,18±0,56

-3,92±1,30*

-2,55±1,16*

Таким образом, установлено нарушение аффективного статуса у больных ХПН по показателям субъективных и объективных методов исследования и подавление функциональной активности соматического отдела ЦНС, что характеризуется нарушениями способности к различению поступающей информации, ассоциативных взаимоотношениями и эффективностью обратной связи между центральными представительствами различных анализаторов. Процедура гемодиализа частично восстанавливает показатели аффективного статуса и функциональной активности нервной системы. Выявлена статистически значимая связь между показателями аффективного статуса больных ХПН и показателями функциональной активности соматического отдела ЦНС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др.; под ред.
    А.Н. Блеера. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256с.
  2. Собчик, Л.Н. Модифицированный цветовой тест Люшера: МЦВ - метод цветовых выборов. Практическое руководство / Л.Н. Собчик. - СПб. : Речь, 2002. - 100с.
  3. Люшер, М. Оценка личности посредством выбора цвета [Текст] / М. Люшер. - М.: ЭКСМО-Пресс», 1998. - 156 с.
  4. Реброва, О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О.Ю. Реброва. - М. : Медиа Сфера, 2006. - 312 с.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ПРОКОПЕНКО ПЁТР ГЕОРГИЕВИЧ

Статья в формате PDF 318 KB...

12 08 2020 10:14:35

Экология и здоровье

Статья в формате PDF 119 KB...

05 08 2020 4:50:18

ЭНДОЭКОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМА ПЕКТИНА

Статья в формате PDF 244 KB...

04 08 2020 14:52:13

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

В настояще время весьма актуальной является задача поиска, отбора, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей. « Трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли включает следующие компоненты: высокий уровень интеллекта, креативность и усиленную мотивацию. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки. В современной практике обучения используются педагогические стратегии и программы, которые предусматривают высокий уровень развития мыслительных процессов, совершенствование творческих способностей и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. Процесс обучения одарённых детей требует создания особой образовательной среды. Ключевой фигурой в создании такой среды является учитель. Функция педагога состоит в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в общую целенаправленную деятельность. ...

01 08 2020 15:40:50

ШАТОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья в формате PDF 224 KB...

31 07 2020 11:19:21

РАЗВИТИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО РУСЛА ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА С 5 ПО 10 НЕДЕЛИ ВНУТРИУТРОБНОГО РАЗВИТИЯ

В статье на основании анализа серий срезов зародышей человека изучены особенности формирования артериального русла отделов головного мозга, определены возрастные критерии появления закладок как отделов головного мозга, так и основных сосудов и их ветвей в плане обоснования возможных вариантов строения артериальной сети головного мозга в онтогенезе. ...

26 07 2020 14:35:49

РЫНОК ТРУДА И ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Статья в формате PDF 145 KB...

25 07 2020 14:45:24

К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ВОД ОЗЕР ЯКУТСКА

Статья в формате PDF 461 KB...

16 07 2020 11:31:51

СОСТОЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОКИСЛИТЕЛЬНОВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У БОЛЬНЫХ ОСТРЫМ ХОЛЕЦИСТИТОМ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

Под наблюдением автора было 262 больных острым холециститом. Обсуждаются вопросы адаптации больных к условиям операционного и послеоперационного периодов, которая зависит от окислительно-восстановительных процессов, обусловленных функционированием ферментативных систем, гипоксии тканей, снижения приспособительных реакций, особенно выраженных у лиц старше 50 лет. В контрольной группе (178) больных уже при поступлении в клинику намечалась тенденция к снижению Р О2 в подкожно-жировой основе, а в момент операции оно было выраженным и устойчивым, которое держалось в течение 6 дней. Так же на всем протяжении послеоперационного периода у больных наблюдалось уменьшение кислородной емкости крови, концентрации SH-групп в плазме крови, только к моменту выписки эти показатели приближались к норме. Концентрация молочной и пировиноградной кислот крови тоже было повышенным. В исследуемой группе (84) больных, которые получали в комплексном лечении во время операции и послеоперационном периоде ганглиоблокаторы и гепарин, напряжение кислорода во время операции повышалось на 68%, повышение сохранялось 2-3 дня, а к концу 5 дня р О2 было в пределах нормы. Намечалась тенденция увеличения кислородной емкости крови и SH-групп в плазме. Не смотря на то, что при поступлении лактат и пируват были выше контроля, уже в первый день после операции эти показатели были ниже контрольных. Автор делает вывод о том, что применение в комплексном лечении ганглиоблокаторов и гепарина, позволяло улучшать кислородный баланс крови и ткани и, улучшать окислительновосстановительные процессы, адаптацию организма больного к стрессовым условиям, что способствовало снижению процента послеоперационных осложнений и летальности. ...

02 07 2020 20:12:32

ГУСЕВА ЛЮБОВЬ АКИМОВНА

Статья в формате PDF 66 KB...

23 06 2020 8:33:54

ГАСТРОЭЗОФАГЕАЛЬНАЯ РЕФЛЮКСНАЯ БОЛЕЗНЬ И ПИЩЕВОД БАРРЕТТА: КЛИНИКО-ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Цель исследования - изучение особенностей клеточного звена иммунитета и содержания цитокинов в сыворотке крови у пациентов с гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью и пищеводом Барретта. Обследованы 70 пациентов с эрозивной формой гастроэзофагеальной рефлюксной болезни и 42 пациента с пищеводом Барретта. Применены клинические, эндоскопические, морфологические, иммунологические методы исследования. Выявлены различия в показателях клеточного звена иммунитета и содержания в сыворотке крови интерлейкина-4, интерлейкина-8, интерлейкина-10, фактора некроза опухолей-, интерферона- у больных гастроэзофагеальной рефлюксной болезнью в динамике лечения и у пациентов с пищеводом Барретта. ...

14 06 2020 8:41:13

КАЗАНСКИЙ КРАЙ: ЯЗЫК ПАМЯТНИКОВ XVI-XVII ВЕКОВ

Статья в формате PDF 282 KB...

09 06 2020 0:19:30

КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

Статья в формате PDF 252 KB...

23 05 2020 15:56:45

БРИЛЛЬ ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ

Статья в формате PDF 452 KB...

21 05 2020 11:58:55

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА

Статья в формате PDF 320 KB...

19 05 2020 3:35:42

ОСОБЕННОСТИ НЕПРЕРЫВНОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЕДИНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ "ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ВУЗ"

В работе выявлены специфические особенности непрерывной многоуровневой подготовки специалистов в едином педагогическом пространстве « Школа – Колледж – В У З », позволяющие с иной точки зрения подходить к отдельным аспектам модернизации непрерывного образования. ...

15 05 2020 13:51:36

ЭЛЕМЕНТЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БАНКА

Статья в формате PDF 124 KB...

12 05 2020 15:11:22

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В&#8239;ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ

Статья в формате PDF 328 KB...

11 05 2020 20:23:24

ТЕОРИЯ ДОУ

Статья в формате PDF 424 KB...

10 05 2020 8:58:14

ПУЛИКОВ АНАТОЛИЙ СТЕПАНОВИЧ

Статья в формате PDF 101 KB...

06 05 2020 20:13:29

ВЫВОД УРАВНЕНИЙ МАКСВЕЛЛА ИЗ ФУНКЦИИ СОСТОЯНИЯ. ЗАРЯДОВАЯ ФУНКЦИЯ СОСТОЯНИЯ И ЕЁ СВЯЗЬ С ЗАКОНОМ СОХРАНЕНИЯ ЗАРЯДА

На основе введённых функций состояния для электромагнитного поля и зарядовой функции состояния для частиц выведена полная система уравнений Максвелла для электродинамики. Показано, что закон сохранения зарядов есть следствие существования этой функции. Показано также, что в вакууме электромагнитное поле отсутствует, что подтверждает справедливость теории дальнодействия. ...

30 04 2020 3:20:17

ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМУ

Статья в формате PDF 262 KB...

25 04 2020 16:41:23

ШЕРСТНЕВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

Статья в формате PDF 125 KB...

17 04 2020 10:53:31

МАТЕРИАЛЬНОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ

Статья в формате PDF 123 KB...

15 04 2020 19:40:44

КОНФОРМАЦИОННАЯ ИЗОМЕРИЗАЦИЯ МЕТИЛБОРНОЙ КИСЛОТЫ

Статья в формате PDF 127 KB...

14 04 2020 7:20:23

Клиника и лечение кишечного амебиаза

Статья в формате PDF 104 KB...

09 04 2020 11:19:37

Приметы как формы национальной культуры

Статья в формате PDF 249 KB...

08 04 2020 17:24:37

СИЛЬМАН ГРИГОРИЙ ИЛЬИЧ

Статья в формате PDF 83 KB...

27 03 2020 3:23:53

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система дополнительного экологического образования, базирующаяся на использовании современных педагогических моделей личностно-ориентированного обучения; применении передовых образовательных технологий, активных методов и форм полевой экологии, проектной деятельности, вовлечении в общественно-значимую исследовательскую и практическую работу, создает оптимальные условия для развития креативных способностей одаренных детей в естественнонаучной области. ...

21 03 2020 7:25:35

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАКТИВНОСТИ АРТЕРИЙ КИШЕЧНИКА И КОНЕЧНОСТИ К МЕЗАТОНУ ПОСЛЕ 30 ДНЕЙ

После 30  дней адаптации к холоду прессорное действие мезатона на артериальное русло тонкого кишечника уменьшается исключительно за счет снижения чувствительности а1-адренорецепторов на 21 %, а количество активных а1-адренорецепторов нормализовалось. В артериях конечности изменения чувствительности и количества а1-адренорецепторов артерий к мезатону было противоположно кишечнику. Чувствительность а1-адренорецепторов артерий конечности к мезатону нормализовалась и была равна контролю. А количества активных альфа-1-адренорецепторов артерий кожно-мышечной области к мезатону было меньше контроля на 10,3 %. ...

18 03 2020 20:24:43

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!