IT-Reviews    

КОМОРБИДНОСТЬ ТРЕВОЖНЫХ И ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ

Рекомендуем: фильм (сериал) Перелетные птицы (Россия) - пересказ сюжета, спойлеры
Источник:
Корнетов Н.А. Сорокина А.В. Статья в формате PDF 115 KB

Активная физическая и психическая деятельность, чувство напряжения, возникающее на различные внешние и внутренние стимулы, состояние стресса, которое активизирует вегетативную нервную систему, являются типичными для человека реакциями и состояниями, которые, несомненно, формировались в эволюционно-биологическом отношении как адаптивные механизмы гибкого реагирования к разнообразию окружающего мира. Фактически можно считать, что предчувствие опасности, интуитивная тревога являются тонкими интегральными характеристиками, которые формируют определенные защитные механизмы. После работ Ганса Селье понятие о стрессе широко интерпретируется в психологии и психиатрии. В настоящее время состояние стресса подразделяют на 2 компонента: стрессор - событие, которое вызвало необходимость в изменениях - и стрессовый ответ, то есть индивидуальная реакция человека на него [2]. Существуют попытки классифицировать психосоциальные стрессоры по степени тяжести. Однако такой подход является некоторым формализационным упрощением, поскольку индивидуальная типология людей, как с психобиологической, так и с социально-психологической основах, крайне вариабельна. С другой стороны, реакция на стресс также определяется полиморфизмом этих характеристик. В итоге проблема оценки нормальной и анормальной тревожности является достаточно сложной, если опираться только на диагностические категории в их развернутых современных представлениях. Доказательным примером альтернативности категориальной модели психических и поведенческих расстройств являются измерительные шкалы. Eaton и Ritter (1988) выделили шкалы тревоги и депрессии из опросника DIS, использованного на выборке из 2796 респондентов, принимавших участие в Эпидемиологическом исследовании территорий (ECA), которое проводилось в два приема с интервалом в 1 год [3]. Исследователи не смогли привести доказательств нозологической специфичности тревоги и депрессии. Были зарегистрированы сходные социоэпидемиологические характеристики лиц с высокими показателями по обеим шкалам. Эти данные указывают на то, что две различные диагностические категории сосуществовали одномоментно в течение достаточно длительного времени. Таким образом, современные категориальные системы дискретно не выделяют отдельные психические расстройства, и в ситуации наличия тревоги и депрессии они часто носят коморбидный характер. В этой связи нами была поставлена цель исследовать уровень тревоги во взаимосвязи с депрессией при разной их степени выраженности.

Участники, материалы и методы. В исследовании приняли добровольное участие 86 студентов лечебного и педиатрического факультетов Сибирского государственного медицинского университета в условиях информированного согласия. При этом лиц мужского пола - 16, лиц женского пола - 70. Средний возраст студентов - 21,51±2,48.

В качестве методов исследования использовались оценочная клиническая шкала тревоги Шихана, а также шкала PHQ-9 с разрешения проф. Спитзера и проф. Кренке для руководителя программы «Распохнавание депрессии»-РАДЕП Н.А. Корнетова с целью оценки вероятности наличия и степени выраженности депрессивных расстройств [4]. Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы SPSS 11.5 с помощью критерия Крускала-Уолиса, критерия Мэнна-Уитни и рангового коэффициента корреляции Спирмена.

Было проведено сравнение степени выраженности депрессии по PHQ-9 у студентов с нормальным, субклиническим и клинически значимым уровнем тревоги по шкале Шихана и установлено, что между всеми тремя группами существуют статистически значимые различия. При этом надо отметить, что среди опрошенных студентов по результатам тестирования с использованием шкалы PHQ-9 выявлена высокая распространенность депрессивных расстройств - 30,23% (26 человек). Таким образом, в группе студентов с нормальным уровнем тревоги, установленным с использованием шкалы Шихана, не было обнаружено каких-либо признаков депрессии при исследовании, проведенном с помощью шкалы PHQ-9. Но при субклиническом уровне тревоги по шкале Шихана, также как и при клинически значимом, было установлено наличие клинического уровня депрессии.

Обсуждение. Возвращаясь к эпидемиологическим данным, представленным в [3], подчеркнем, что при наличии клинических проявлений тревоги сочетано с ней выступала и депрессия. В нашем исследовании также показано, что, если отсутствует симптомы психического расстройства определенного ранга, в частности тревоги, то отсутствуют и симптомы депрессии. Но при наличии легких субклинических тревожных нарушений, а также тревожных расстройств симптомы депрессии достигали клинического уровня и выступали в коморбидности с этими тревожными расстройствами. Как указывают Голдберг и Хаксли, типичные симптомы психических расстройств удобно описывать как проявления двух измерений симптоматологии, которые связаны друг с другом, и, следовательно, могут быть обозначены как тревога и депрессия [1]. Эти авторы также отмечают, что тревогу обычно связывают с угрозой, а депрессию - с утратой. Таким образом, вероятно, мы имеем дело с процессами наказаний и поощрений, которые интенсивно изучались психологами. В данном контексте имеется в виду, что большая часть реакций страха усваивается через наказание, а не через лишение награды. Известно, что подобные различия восприимчивости обусловлены генетически, что было показано на животных.

Резюмируя полученные нами данные следует отметить, что тяжелые психические расстройства, например, такие как психоорганический синдром, шизофрения, биполярные расстройства с психотическими симптомами и депрессивные психозы по меньшей мере достаточно отчетливо отвечают категориальной клинической диагностической модели, в то время как невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства наряду с депрессией и дистимией клинически выглядят более размытыми и количество сочетанных форм этих расстройств одновременно и в течение жизни достаточно велико, что требует дальнейшего совершенствования измерительного диагностического аппарата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Голдберг Д., Хаксли П. Распространенные психические расстройства: Биосоциальная модель/ Пер. с англ. Д. Полтавца. К.: Сфера, 1999. - 256 с.
  2. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. 4-е издание. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 640 с.
  3. Eaton W. and Ritter, C. «Distinguishing anxiety and depression with field survey» // Psychological Medicine, 1988, 18, 155-166.
  4. Kroenke K., Spitzer R.L., Williams J.B. The PHQ-9: validity of a brief depression severity measure. // J. Gen. Intern/ Med. 2001, Sep; 16(9):606-13.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

СЕТЕВЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Учебный предмет география состоит из двух блоков. Физическая география изучает элементы природы как единое целое, формирует “образ территории”. Социально-экономическая география рассматривает развитие общества и экономики в тесной взаимосвязи с природными условиями. Для формирования и поддержания интереса к географии в Ф Т Л № 1 широко используются современные информационные технологии. Компьютерное тестирование систематически используется на уроках. Лицеисты успешно участвуют в различных телекоммуникационных олимпиадах - индивидуальных и групповых конкурсах с использованием электронной почты и сети Интернет. Такие проекты развивают умение работать с различными источниками информации, способствуют межпредметной интеграции знаний и формированию целостной картины мира. ...

16 04 2021 6:19:15

ВЛИЯНИЕ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА НА ТОНИЧЕСКУЮ АКТИВНОСТЬ И Β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТЬ ГЛАДКИХ МЫШЦ ТРАХЕИ КРОВЫ

Озонированный (5х10 -7 г/мл) раствор Кребса не влиял на базальный тонус продольных полосок (n=21) трахеи 5 коров, а также на их тонус, вызванный ацетилхолином (10 -6 г/мл), но в 43% опытов достоверно уменьшал релаксирующий эффект адреналина (10 -7 г/мл), т.е. проявлял β-адреноблокирующий эффект. Это свойство озона необходимо учитывать при нормировании условий труда в производствах с повышенным образованием озона и при озонотерапии. ...

08 04 2021 20:55:59

СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ГИПЕРТРОФИЧЕСКИХ РУБЦОВ

Статья в формате PDF 111 KB...

06 04 2021 6:23:50

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В работе сформулированы принципы валеологического мировоззрения как образца устремлений, выполняющих ориентационную, нормирующую, прогностическую функции в отношении здоровья и здорового образа жизни. ...

05 04 2021 5:31:23

ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЙ

Статья в формате PDF 261 KB...

23 03 2021 9:53:16

ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА АНГЛО- И РУССКОЯЗЫЧНЫХ БЛОГОВ

Статья в формате PDF 261 KB...

17 03 2021 17:14:42

ВОЛГИН ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ

Статья в формате PDF 220 KB...

12 03 2021 21:39:44

ЕГЭ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Статья в формате PDF 99 KB...

28 02 2021 14:48:56

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья в формате PDF 100 KB...

27 02 2021 17:26:59

РОЛЬ АУДИТОРИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Статья в формате PDF 108 KB...

26 02 2021 5:15:55

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 239 KB...

24 02 2021 14:49:26

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУКИ

Статья в формате PDF 129 KB...

23 02 2021 10:14:57

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ: АЛГОРИТМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 157 KB...

21 02 2021 17:36:30

КУЛЬТУРОЛОГИЯ: СОЦИОДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

Статья в формате PDF 252 KB...

15 02 2021 23:40:59

СЛЕПАЯ КИШКА У БЕЛОЙ КРЫСЫ

Статья в формате PDF 253 KB...

12 02 2021 6:38:40

ПОВЫШЕНИЕ КПД РЕМЕННЫХ ПЕРЕДАЧ

Статья в формате PDF 261 KB...

10 02 2021 13:26:25

Туманова Анна Леоновна

Статья в формате PDF 78 KB...

09 02 2021 9:37:46

ДИАЛЕКТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ПЕРСОНАЛА БАНКА

Статья в формате PDF 117 KB...

03 02 2021 10:48:49

СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИСК: ИЗОБРЕТЕНИЯ, ПАТЕНТЫ, ФИРМЫ

Статья в формате PDF 120 KB...

02 02 2021 2:23:12

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В настоящее время важно пройти сложнейший этап перехода к новому типу социально-экономического развития быстро, компетентно, опираясь на собственные творческие возможности. Именно этим целям служит разработанная нами модель педагогических основ формирования целостного образовательного пространства, основу которого составляет внедрение непрерывного образования в интегрированном профессиональном учебном заведении. Моделирование целостного образовательного пространства осуществлялось нами через уточнение таких понятий, как «интеграция», «межпредметные связи», «взаимосвязь», интегративно-педагогические закономерности, интегративная деятельность, через изучение опыта зарубежных исследователей, решающих проблемы педагогической интеграции. ...

31 01 2021 21:27:55

СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА

В статье описываются математические модели в виде уравнения регрессии, которое позволяет по клиническим признакам хронической сердечной недостаточности со статистической достоверностью предсказать результаты 6-минутного теста. ...

30 01 2021 8:12:31

ПОЛИТРАВМА В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

Статья в формате PDF 244 KB...

27 01 2021 7:42:41

ФУНКЦИИ СЕТЕВОГО ТРОЛЛИНГА

Статья в формате PDF 257 KB...

20 01 2021 16:51:19

АЛЕКСЕЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

Статья в формате PDF 338 KB...

15 01 2021 23:20:18

ТЕХНОЛОГИИ И ПРОДУКТЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

09 01 2021 8:18:56

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ВИДА 0/0

Статья в формате PDF 459 KB...

05 01 2021 13:28:32

ХАШАЕВ ЗАУР ХАДЖИ-МУРАДОВИЧ

Статья в формате PDF 113 KB...

25 12 2020 17:14:17

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БОРТОВОЙ АППАРАТУРЫ АВТОМАТИЧЕСКИХ КА И ВЫРАБОТКИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ

При управлении автоматическими космическими аппаратами ( К А) важной проблемой является обеспечение надежного и оперативного анализа и диагностирования работоспособности бортовых систем. Это позволит своевременно выявить негативные тенденции в работе бортовой аппаратуры и предотвратить их развитие. Наибольшую актуальность проблема приобретает при управлении К А со сложными бортовыми системами, характеризующимися большим объемом телеметрических параметров, а так же при необходимости выдачи командных воздействий непосредственно в сеансах связи. Существующий опыт управления К А показывает, что в ряде случаев только своевременная выдача команд немедленного исполнения позволила обеспечить выполнение программы полета К А [1]. В настоящей работе предлагается общий подход к решению указанной проблемы, основанный на создании адекватных моделей анализа и диагностики функционирования бортовых систем и алгоритмов автоматизированной выработки рекомендаций по воздействию на К А. Ожидается, что использование в практике управления таких моделей и алгоритмов даст возможность существенно повысить эффективность работы аппаратуры, в том числе за счет оперативного устранения возникающих на борту нештатных ситуаций. ...

22 12 2020 5:44:54

СТОЙКОСТЬ ПРОМЫШЛЕННО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ

Статья в формате PDF 102 KB...

20 12 2020 3:54:42

ЗАКОН ВЕКОВОГО СМЕЩЕНИЯ ПЛАНЕТ

Статья в формате PDF 127 KB...

06 12 2020 2:31:50

АУДИТ ТУРИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (учебное пособие)

Статья в формате PDF 107 KB...

05 12 2020 15:20:44

БАХРУШИН ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ

Статья в формате PDF 114 KB...

26 11 2020 3:48:59

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!