НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
Статья посвящена актуальным проблемам корректировки образовательных программ и учебных планов учреждений дополнительного образования с целью их включения в единую систему профориентации учащихся. С 2004 года совместные проекты Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (кафедра «Городского строительства») и студии «Архитектурного моделирования» (ДДТ «Измайловский») осуществляются в рамках работы над проблемами интеграции вузовских программ в педагогическую практику студии с целью создания единой методической и педагогической структуры, обеспечивающей учащимся возможности непрерывного образовательного процесса.
Вопросы модернизации системы дополнительного образования в настоящее время становятся неотъемлемой частью системных преобразований в области профессионального образования. Причиной этому служат и необходимые изменения в структуре учебных планов ВУЗов в связи с переходом на стандарты Болонского процесса, и современные вызовы к образовательным стандартам вообще, подразумевающие высокую мобильность выпускников, их готовность к принятию нестандартных решений. То есть некоторая «стандартизация» образовательного процесса с одной стороны, неизбежно ведущая к устранению некоторых профессиональных различий для смежных специальностей и возрастающие требования к интеллектуальной «гибкости», исследовательскому потенциалу будущих инженеров и архитекторов - с другой. На фоне этих реалий становится неизбежным обращение к другим образовательным учреждениям помимо ВУЗов, включение в систему формирования профессиональных взглядов других учебных заведений (школ, художественных школ, учреждений дополнительного образования) так как они с успехом могут служить начальной ступенью для формирования профессиональных навыков и морально-этических принципов, необходимых для архитектора и градостроителя будущего.
Для реализации этих возможностей были изучены образовательные программы учреждений дополнительного образования по научно-технической направленности. Результаты анализа показали, что в основе «усредненной» образовательной программы лежит выполнение ряда мероприятий и определение конечного результата работы путем выявления появившихся умений и знаний учащегося. В программе не излагаются основы применяемой диагностики - схожесть структуры всех образовательных программ учебного заведения, видимо, предполагает совершенно идентичные способы проверки исходных данных у учащегося и данных после прохождения курса. Однако между программами разных учебных направлений и предметов отсутствует связанность. Структура программы не позволяет (или не предполагает) учитывать специфику других предметов, что ведет к отрыву программы от поля реального образования учащегося и не может помочь в формировании представления учащегося о месте осваиваемых знаний в общей структуре знаний и компетенций. Таким образом, мы можем сформировать следующие выводы:
- программы включают в себя слишком продолжительные курсы обучения. Внутри каждого курса недостаточно динамично меняются применяемые технологии обучения. В результате большинство детей не проходят весь курс обучения, уставая от предмета через 1.5-2.5 года и переходя в другую студию
- нет никакой связи у программ между собой и с учреждениями другого уровня образования - только 15% педагогов подтвердили, что имеют представление о программе по школьному аналогу своего предмета, не более 5% используют эти данные при составлении своих программ
- отсутствие устойчивых связей между программами не дает возможности гибко сочетать и использовать результаты работы других студий и кружков - например при организации праздников или совместных проектов.
Все это позволяет разработать рабочую гипотезу о корректировке образовательных программ с целью устранения всех проблемных точек и максимального расширения возможностей программы. Прежде всего, необходимо проанализировать те требования, которые возникают исходя из полученных результатов. Суммарно требования к образовательным программам состоят из:
- постоянных, неизменных компонентов: принцип доступности и последовательности; принцип наглядности; принцип связи теории с практикой;
- из требований, возникающих в современных условиях образования: принцип индивидуализации программы; учёт возрастных особенностей детей; принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
- из требований, продиктованных необходимостью развивать и поощрять исследовательский потенциал учащегося: принцип научности (учебный курс должен основываться на современных научных достижениях); принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и чему научится каждый ребёнок); принцип межпредметности (подразумевает связь программы с другими науками или областями деятельности).
Таким образом, краткий анализ всех внешних и внутренних вызов, возникающих для образовательной программы, позволяет сформулировать несколько практических и теоретических принципов корректировки образовательной программы:
- принцип «подвижности цели» - предполагает формирование разных целей и задач для курсов разного значения, даже внутри одного преподаваемого предмета
- принцип «контроля горизонтальных и вертикальных образовательных связей» - предполагает контакт с образовательными программами других учебных заведений и внутри одного учебного заведения
- принцип построения «индивидуальных задач» - может быть реализован с помощью использования метода проектов (в архитектурном и градостроительном образовании).
Предлагаемая методика корректировки программ проходит в настоящее время свою апробацию в образовательных учреждениях. Для ее полноценного развития и внедрения потребуются продолжительные педагогические эксперименты и поиски оптимально устойчивых моделей образовательного взаимодействия. Однако уже сейчас можно делать выводы о востребованности такой корректировки и ее актуальности. Интеграция программ ВУЗовского образования в систему дополнительного образования позволит повысить компетентность и конкурентоспособность будущих специалистов на рынке труда, качество их работы в будущем. Причем важна здесь не только профориентация учащихся - первые годы существования совместной программы показали, что обучение на основе ВУЗовских исследовательских программ значительно улучшает социализацию учащихся, их интеллектуальный и творческий уровень, то есть создает прекрасную основу для их дальнейшего всестороннего развития.
Работа выполнена в рамках научно-исследовательского проекта №3.1.2/6023 на базе Управления научной и исследовательской работы Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
Отзывы (через Facebook):
Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:
Статья в формате PDF 263 KB...
28 02 2021 23:40:40
Статья в формате PDF 104 KB...
26 02 2021 9:11:26
Статья в формате PDF 102 KB...
24 02 2021 3:28:52
В статье описывается математическая модель, связывающая уровень психической реакции с личностными характеристиками человека и с силой информационного воздействия на него. Исследуются условия устойчивости модели методами теории автоматического управления. ...
23 02 2021 18:13:27
Статья в формате PDF 167 KB...
22 02 2021 0:55:44
Статья в формате PDF 289 KB...
21 02 2021 0:16:26
Статья в формате PDF 127 KB...
20 02 2021 1:29:21
Статья в формате PDF 245 KB...
19 02 2021 4:27:19
Статья в формате PDF 93 KB...
18 02 2021 14:58:57
Статья в формате PDF 102 KB...
16 02 2021 10:27:56
Статья в формате PDF 105 KB...
15 02 2021 13:16:27
Статья в формате PDF 149 KB...
14 02 2021 4:35:37
Статья в формате PDF 112 KB...
13 02 2021 20:12:43
Статья в формате PDF 155 KB...
12 02 2021 2:49:20
В настоящее время, только глухой не услышит рассуждений о влияние магнитных бурь на здоровье человека, но и он найдет массу публикаций на эту тему. И все они, за исключением чисто научных сообщений, негативно оценивают воздействие магнитной бури на организм человека. Так ли это? Земля, как планета и человек, проживающий, на ней являются, участниками вселенской карусели с парадными построениями планет, определяющими процессы на небезразличной для нас звезде под названием Солнце. Миллионы лет до нашей планеты и тысячи лет до нас доходит информация из Вселенной, которую мы не можем понять силой своего разума. Астрологи древних цивилизаций смогли определить строгую последовательность движения планет и зависимых от этого изменений на Земле. Так видимо родилось наше представление о времени, цикличность которого не могла быть не замечена. Цикличность Космических событий можно выделить как первооснову Земной жизни. И в этой жизни циклы активности Солнца занимают особое место. Хорошо известно, что в основе многих восточных религий лежит двенадцатилетний событийный цикл. Не трудно предположить, что такая периодичность могла быть определена одиннадцатилетним циклом Солнечной активности (одиннадцать лет – это усредненное значение за сотни лет измерений, при разбросе от 7 до 17 лет). С такой периодичностью связано множество процессов на Земле: извержение вулканов, наводнения, техногенные катастрофы, изменения социально-политических формаций, уровня смертности и рождаемости, динамики инфекционных заболеваний, урожайности и многие другие. Не трудно предположить, что одиннадцатилетние циклы Солнечной активности наиболее значимы для жизни человека, длительность которой ограничена 6-9 циклами. ...
11 02 2021 2:38:47
У плодов человека 10-12 нед обнаружено формирование левых яремных лимфатических стволов. Медиальный ствол спускается к грудному протоку около трахеи и пищевода. Поперечный латеральный ствол выходит из воротного синуса крупного нижнего глубокого латерального шейного лимфатического узла, расположенного на месте медиального отрога яремного лимфатического мешка, проходит позади блуждающего нерва и общей сонной артерии и впадает в начало шейной части грудного протока. ...
10 02 2021 10:26:47
Статья в формате PDF 101 KB...
09 02 2021 23:34:16
Статья в формате PDF 123 KB...
08 02 2021 7:44:32
Статья в формате PDF 136 KB...
07 02 2021 7:19:14
Статья в формате PDF 258 KB...
05 02 2021 21:36:30
Статья в формате PDF 108 KB...
03 02 2021 15:51:13
Статья в формате PDF 118 KB...
02 02 2021 0:45:30
Статья в формате PDF 113 KB...
01 02 2021 19:33:18
Статья в формате PDF 127 KB...
31 01 2021 11:52:47
Статья в формате PDF 118 KB...
29 01 2021 2:36:10
Статья в формате PDF 284 KB...
28 01 2021 23:21:14
Статья в формате PDF 132 KB...
27 01 2021 20:38:50
Статья в формате PDF 241 KB...
24 01 2021 0:14:36
Статья в формате PDF 117 KB...
23 01 2021 13:21:47
Статья в формате PDF 138 KB...
22 01 2021 2:20:35
Ранее авторами была показана применимость плазмоподобной теории растворов для расчетов эквивалентной электропроводности растворов различных электролитов в воде и этаноле. В данной статье были экспериментально измерены значения электропроводности хлороводорода в четырех н-спиртах (этаноле, пропаноле, бутаноле и пентаноле) при различных температурах (278-328 К), а также получены расчетные значения электропроводности. Сделан вывод о хорошем соответствии расчетных данных экспериментальным. ...
21 01 2021 2:38:59
Статья в формате PDF 172 KB...
20 01 2021 12:17:39
Проведен анализ эффективности различных типов фитнес-программ в коррекции избыточной массы тела женщин юношеского и зрелого возраста. Применяемые физические нагрузки отличались характером нагрузки и наличию/отсутствию компонента коррекции питания. Исследовали антропометрические показатели, И М Т, определяли содержание жировой массы в организме методом калипометрии в динамике 6-месячного тренировочного цикла. Проводили промежуточные исследования: в середине, через 3 месяца от начала тренировочного цикла. В исследовании приняли участие 93 практически здоровые женщины с избыточной массой тела, не имеющие эндокринных заболеваний и противопоказаний к занятиям физической культурой. Выделены группы в зависимости от типа программы (I, II), а также подгруппы (Ia, IIa) в зависимости от возраста: 18–21 год (I и II, n = 17 и n = 17, соответственно) и 36–45 лет (Ia, IIa, n = 30 и n = 29, соответственно). Показана динамика и статистическая значимость различий в группах, проведен сравнительный анализ между группами. Выявлена более высокая физиологическая эффективность программы I, базирующейся на смешанном характере тренировки, многовариантной схеме упражнений с мониторированием и коррекцией характера питания. ...
19 01 2021 8:17:56
Статья в формате PDF 92 KB...
18 01 2021 9:18:59
Статья в формате PDF 114 KB...
16 01 2021 8:53:57
Статья в формате PDF 104 KB...
15 01 2021 10:30:46
Статья в формате PDF 120 KB...
14 01 2021 13:21:43
Статья в формате PDF 162 KB...
13 01 2021 6:31:34
Статья в формате PDF 109 KB...
12 01 2021 20:17:24
Статья в формате PDF 151 KB...
11 01 2021 6:10:47
Статья в формате PDF 112 KB...
10 01 2021 2:14:24
Статья в формате PDF 111 KB...
09 01 2021 0:17:16
Статья в формате PDF 110 KB...
08 01 2021 15:24:36
Статья в формате PDF 104 KB...
07 01 2021 23:49:29
Статья в формате PDF 99 KB...
06 01 2021 21:13:37
Статья в формате PDF 103 KB...
05 01 2021 19:55:54
Статья в формате PDF 263 KB...
04 01 2021 10:18:44
Статья в формате PDF 104 KB...
03 01 2021 8:13:40
Статья в формате PDF 429 KB...
02 01 2021 11:37:42
Статья в формате PDF 113 KB...
01 01 2021 20:21:31
Статья в формате PDF 253 KB...
31 12 2020 10:24:55
Статья в формате PDF 251 KB...
30 12 2020 15:33:38
Статья в формате PDF 105 KB...
29 12 2020 10:24:55
Статья в формате PDF 295 KB...
28 12 2020 20:14:51
Статья в формате PDF 133 KB...
27 12 2020 10:36:47
Статья в формате PDF 104 KB...
26 12 2020 4:54:48
Статья в формате PDF 348 KB...
24 12 2020 3:58:55
Статья в формате PDF 130 KB...
23 12 2020 22:41:40
Статья в формате PDF 305 KB...
22 12 2020 23:56:55
Статья в формате PDF 97 KB...
21 12 2020 14:51:49
Статья в формате PDF 108 KB...
19 12 2020 9:19:23
Статья в формате PDF 493 KB...
18 12 2020 19:18:32
Статья в формате PDF 133 KB...
17 12 2020 4:12:12
Статья в формате PDF 129 KB...
16 12 2020 12:15:15
Статья в формате PDF 115 KB...
15 12 2020 4:30:33
Статья в формате PDF 390 KB...
14 12 2020 21:40:55
Статья в формате PDF 301 KB...
12 12 2020 23:37:44
Статья в формате PDF 392 KB...
11 12 2020 18:29:29
Статья в формате PDF 101 KB...
10 12 2020 6:19:41
Статья в формате PDF 126 KB...
08 12 2020 15:19:12
Статья в формате PDF 495 KB...
06 12 2020 6:29:37
Статья в формате PDF 143 KB...
04 12 2020 17:39:14
Статья в формате PDF 119 KB...
03 12 2020 9:46:22
Статья в формате PDF 109 KB...
02 12 2020 19:39:34
Статья в формате PDF 288 KB...
01 12 2020 2:44:16
Статья в формате PDF 230 KB...
30 11 2020 3:27:42
Территориальные различия электоральных предпочтений отличаются высокой устойчивостью в современной России. Этот феномен подтверждается методом корреляционного анализа. Выделяются шесть основных социальных факторов, влияющих на различия в электоральной географии: 1) доля городского населения; 2) приближенность к центру; 3) этнический фактор; 4) доля молодежи в составе населения; 5) преобладающие виды деятельности населения; 6) структура социальных связей. Электоральное поведение в России менее индивидуально, чем в западных странах, большее значение имеют объективные социальные факторы. ...
29 11 2020 12:46:22
Статья в формате PDF 188 KB...
28 11 2020 6:20:47
Статья в формате PDF 114 KB...
27 11 2020 16:24:41
Статья в формате PDF 275 KB...
26 11 2020 15:25:10
Статья в формате PDF 110 KB...
25 11 2020 8:53:24
Статья в формате PDF 264 KB...
24 11 2020 22:53:34
Статья в формате PDF 129 KB...
23 11 2020 16:47:41
Статья в формате PDF 113 KB...
22 11 2020 3:49:11
Статья в формате PDF 134 KB...
21 11 2020 4:59:36
Статья в формате PDF 107 KB...
20 11 2020 0:21:49
Статья в формате PDF 244 KB...
19 11 2020 22:53:19
Статья в формате PDF 122 KB...
18 11 2020 20:47:37
Статья в формате PDF 639 KB...
17 11 2020 9:31:38
В статье показано, что ремонт бытовой техники в зависимости от сложности и условий эксплуатации подразделяется на ремонт непосредственно на дому у заказчика, ремонт в мастерской. Ремонт на дому у заказчика связан с выполнением мелкого и среднего ремонта, т.е. когда ремонт технически возможен и экономически целесообразен. Ремонт в мастерской выполняется тогда, когда невозможно его выполнить в домашних условиях. Кроме того , ремонт бывает в гарантийный период и в послегарантийный периоды эксплуатации. Во всех случаях оплата за ремонт осуществляется по своим правилам, ...
16 11 2020 22:30:47
Статья в формате PDF 97 KB...
15 11 2020 8:13:53
Статья в формате PDF 96 KB...
14 11 2020 10:43:38
Статья в формате PDF 100 KB...
13 11 2020 14:56:21
Статья в формате PDF 110 KB...
11 11 2020 21:24:20
Статья в формате PDF 267 KB...
10 11 2020 18:24:38
В статье описана и исследована методами математической статистики хронологическая аномалия космонавтики. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. Метод исследования, применяемый в работе, преимущественно основан на статистическом анализе хронологии при помощи параметризации дат событий и проверки соответствующего критериального свойства. Используются параметры: условные номера дней с начала летоисчисления N, с начала года n и год Г. Основными информативными параметрами являются интервалы времени между событиями. Обоснован биномиальный закон распределения числа хронологических совпадений. Показано, что вероятность случайного появления рассматриваемых совпадений весьма мала. ...
09 11 2020 14:12:24
Статья в формате PDF 90 KB...
07 11 2020 15:31:53
Изучено влияние солей кадмия, свинца и марганца на содержание белков в сыворотке крови сеголеток карпа. Показаны разнонаправленные изменения белкового состава сыворотки крови рыб при воздействии солей тяжелых металлов, о чем можно судить на основании изменения А/G индекса. При хроническом действии ионов кадмия отмечено значительное преобладание суммарного содержания альбуминов над глобулинами на протяжении всего эксперимента, пребывание рыб в среде с ионами свинца сопровождалось более значительным ростом содержания глобулинов, тогда как при действии ионов марганца не выявлен однонаправленный характер изменения соотношения альбуминов и глобулинов. ...
06 11 2020 9:53:30
Статья в формате PDF 114 KB...
05 11 2020 8:57:49
Статья в формате PDF 106 KB...
04 11 2020 5:47:16
Статья в формате PDF 108 KB...
03 11 2020 20:12:55
Статья в формате PDF 293 KB...
01 11 2020 1:50:43
Статья в формате PDF 252 KB...
31 10 2020 8:53:38
Статья в формате PDF 253 KB...
30 10 2020 11:14:35
Статья в формате PDF 107 KB...
28 10 2020 20:53:58
Статья в формате PDF 193 KB...
27 10 2020 19:19:50
Статья в формате PDF 121 KB...
26 10 2020 4:13:50
Статья в формате PDF 89 KB...
25 10 2020 20:28:23
Статья в формате PDF 109 KB...
24 10 2020 7:21:18
Статья в формате PDF 115 KB...
23 10 2020 18:28:53
Статья в формате PDF 120 KB...
20 10 2020 23:24:29
Статья в формате PDF 203 KB...
19 10 2020 4:28:35
Статья в формате PDF 121 KB...
18 10 2020 14:22:48
Статья в формате PDF 267 KB...
17 10 2020 21:16:40
Статья в формате PDF 106 KB...
16 10 2020 9:57:12
Статья в формате PDF 102 KB...
15 10 2020 17:24:35
Статья в формате PDF 232 KB...
14 10 2020 6:31:13
Статья в формате PDF 300 KB...
13 10 2020 21:33:32
Статья в формате PDF 131 KB...
12 10 2020 11:12:10
Статья в формате PDF 106 KB...
11 10 2020 23:51:36
Статья в формате PDF 104 KB...
10 10 2020 17:20:16
Статья в формате PDF 104 KB...
09 10 2020 0:48:17
Статья в формате PDF 143 KB...
08 10 2020 5:52:34
Статья в формате PDF 256 KB...
07 10 2020 20:30:40
Статья в формате PDF 116 KB...
05 10 2020 1:48:30
Статья в формате PDF 110 KB...
04 10 2020 11:32:23
Статья в формате PDF 101 KB...
03 10 2020 20:54:24
Статья в формате PDF 123 KB...
02 10 2020 13:38:57
Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::