ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА > Научные обзоры
IT-Reviews    

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА

Источник:
Шкляев В.В. Хоменко Р.В. Статья в формате PDF 113 KB

Происходящие перемены в российском физкультурно-спортивном движении выдвигают новые задачи в развитии физического воспитания и спорта среди студенческой молодёжи. Однако разработка инноваций и путей разрешения возникающих противоречий, затрагивающих деятельность государственных и общественных структур, требует переосмысления имеющегося опыта и потенциальных возможностей высших учебных заведений в реализации интересов и способностей студентов. Следует отметить, что введение в 1929 году в учебные планы вузов предмета «Физическое воспитание» позволило достичь весомых успехов по привлечению студентов к регулярным занятиям физической культурой, привитию навыков здорового образа жизни, подготовке среди них квалифицированных спортсменов.

В своём выступлении на открытии Всероссийского форума «Россия - спортивная держава» в городе Казань 23 сентября 2009 года президент Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что одной из важнейших задач сегодня является развитие университетского спорта, когда преподавание физкультуры идёт наравне с основными предметами учебного цикла. Глава государства также подчеркнул, что, несмотря на финансовые трудности, бюджетные расходы на физкультуру и спорт в любом регионе России должны быть приоритетными.

Одним из основных инструментов воспитания полноценной личности является физкультура, уверен президент Дмитрий Медведев. По его словам, в университетах она должна стать не менее важной дисциплиной, чем профессиональные предметы.

Особую роль в формировании и гармонизации физического и интеллектуального потенциала студентов в вузе, приобретает новое педагогическое направление - это внедрение в процесс физического воспитания студенческой молодежи спортивной культуры (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева). Спортивная культура, представляет собой спортивно-ориентированное физическое воспитание студентов, на основе конверсии современных научно-методических достижений и накопленного опыта спортивной подготовки спортсменов, где предоставляются большие возможности развития индивидуальных задатков, реализации личностных установок, потребностей, притязаний и интересов у молодежи.

В связи с этим, процесс системного формирования физической культуры студента требует определенных педагогических мер, которые могут быть реализованы, на наш взгляд, в образовательном процессе вуза и в процессе физкультурного образования с присущими культурологическими характеристиками; целенаправленного использования его педагогического потенциала, что обеспечивает комплексное и наиболее полное удовлетворение социальных и личностных потребностей человека, обусловленных требованиями образования в вузе и общества в целом.

Для формирования физической культуры личности студента в процессе занятий избранным видом спорта, нами были разработаны программы, которые будут способствовать совершенствованию качественных характеристик основных компонентов физической культуры личности. Эффективность разработанных нами программ апробировалась на занятиях по физическому воспитанию. Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации. Программы рассчитаны на 408 часов, включают в себя теоретический и практический разделы, предусматривается участие в соревнованиях, судейская практика.

Содержание программ по избранным видам спорта разработано на основании инструкции по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений, утвержденной приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 26.07.1994 № 777 (п.2.2.1).

В процесс физического воспитания привнесены методические особенности избранного вида спорта, как содержательной основы формирования физической культуры личности студента в частности:

  1. разработана методика формирования физической культуры личности студента;
  2. разработан, теоретически обоснован и экспериментально апробирован раздел «Избранный вид спорта» в разделе программы «Физическая культура» для студентов.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что внедрение избранного вида спорта в раздел программы «Физическая культура» способствует повышению эффективности формирования физической культуры личности студента; предложена методика оценки уровня сформированности физической культуры личности студента, в зависимости от выраженности компонентов.

В разделе «Избранный вид спорта» учебной программы «Физическая культура» вуза предусматривается определение наиболее важных психолого-педагогических воздействий физкультурного образования для достижения социально и личностно значимого результата - формирование физической культуры личности.

Разработанная методика занятий избранным видом спорта в вузе включает: целевую направленность процесса освоения системы ценностей физической культуры в отношении обучения, воспитания и развития двигательных личностных потребностей и способностей; разработанность дидактического и программно-содержательного обеспечения физкультурного образования в формировании физической культуры студента; педагогические требования к реализации программно-содержательного обеспечения физкультурного образования в формировании физической культуры студента в образовательном процессе вуза; результирующие показатели состояния сформированности физической культуры личности.

По результатам опытно-эксперименталь-ной работы был проведен статистический анализ, который показал: студенты экспериментальных групп занимающиеся избранными видами спорта (фехтование, тяжёлая атлетика и др.) повысили уровень физической подготовленности на 28% (р<0,05); всего 9,7% студентов пропустили занятия по физическому воспитанию по болезни; общая посещаемость дисциплины студентами всех специальностей составила 91,3% (р<0,05); уровень соматического здоровья стал средним и выше среднего 63,5% (р<0,05); мотивированность занятий спортом повысилась у студентов до 93,7% (р<0,05). В тоже время у студентов контрольных групп прирост вышеуказанных показателей находится в пределах 3-5 % (р>0,05).

Основными педагогическими требованиям к реализации программно-содержательного обеспечения физкультурного образования в формировании физической культуры студента являются: усиление теоретической подготовки студентов в процессе физкультурного образования, в формировании системы знаний в сфере физической культуры; комплексность использования дидактического содержания образовательного процесса и физкультурного образования в направленном становлении характеристик физической культуры студента; полноценная реализация системы комплексного контроля; учет индивидуальных особенностей учащихся; оптимальный подбор и составление физических упражнений для студента различного уровня подготовки; широкое использование внеучебных форм организации и реализации физкультурного образования в вузе. Опытно-поисковая работа показала, что в результате трехлетнего формирующего педагогического эксперимента в условиях образовательного процесса, разработанная методика занятий избранным видом спорта эффективна в формировании физической культуры студента и показывает позитивную динамику всех компонентов физической культуры личности в экспериментальной группе по отношению к контрольной.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ РЯДАМИ ФУРЬЕ

Статья в формате PDF 648 KB...

24 07 2021 14:34:14

ГИГАНТСКИЙ БЕЗОАР ЖЕЛУДКА

Статья в формате PDF 104 KB...

23 07 2021 16:56:11

ГАЗИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ТОПЛИВ И БИОМАСС

В последние годы для сжигания как традиционных топлив, так и биомасс различного происхождения широко применяются газификационные технологии. Газификация чаще всего производится в кипящем слое при недостатке окислителя. Конструкции установок по газификации различных топлив отличаются, но не принципиально. Также близкими оказываются и параметры генераторного газа. Необходимо развитие установок и технологий по совместной переработке различных топлив. ...

19 07 2021 22:38:28

МОДЕЛИ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ КАРТОГРАФИИ

Статья в формате PDF 103 KB...

18 07 2021 10:54:51

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ

Статья в формате PDF 237 KB...

17 07 2021 19:39:51

О НЕКОТОРЫХ ВИДАХ РОДА CTENOCEPHALIDES (PULICIDAE, INSECTA)

Уточнено систематическое положение отдельных подвидов и видов рода Ctenocephalides и их распространение по зоогеографическим областям. ...

16 07 2021 10:44:21

НООСФЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ

Статья в формате PDF 119 KB...

13 07 2021 9:21:35

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЩИНЫ СМАЗОЧНОЙ ПЛЕНКИ В ЗОНЕ КОНТАКТА АБРАЗИВНЫХ ЗЕРЕН ПРИ ОБРАБОТКЕ ДЕТАЛЕЙ УПЛОТНЕННЫМ АБРАЗИВОМ

В статье приведены результаты исследований величин защитных пленок смазочно-охлаждающей жидкости ( С О Ж) при обработке деталей уплотненным абразивом. При исследовании толщины адсорбционной пленки адсорбцию выражали через молярно – объемные концентрации поверхностно-активных веществ ( П А В) в растворе абразивной суспензии до и после обработки на экспериментальном стенде камерного типа. Полученные значения величин защитных пленок, необходимы для оценки интенсивности обработки поверхности детали выступами микрорельефа абразивного зерна. ...

11 07 2021 17:19:41

СЕЗОННЫЕ ФАКТОРЫ В РОЖДЕНИИ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Обсуждается сезонность рождения больных шизофренией. Исследовав 2017 случаев заболевания, авторы отмечают сезонность и гендерные различия в рождении больных шизофренией. Высказывается предположение, что одной из причин сезонных колебаний рождаемости больных, у мужчин, может быть патогенное действие вирусной инфекции на головной мозг плода во втором триместре беременности. ...

05 07 2021 6:14:33

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРСИСТИРОВАНИЕ РАННИХ ЭМБРИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Закладка двенадцатиперстной кишки имеет форму короткой дуги, она преобразуется в полукольцо при поперечном положении на рубеже 6-й – 7-й недель эмбриогенеза человека. У плодов эти состояния встречаются редко. ...

02 07 2021 22:18:57

ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ: АССОЦИАЦИЯ ГЕНОТИПА ПО ЛОКУСУ TAG 1A DRD2

В работе впервые приведены сведения об особенностях аудиогенной чувствительности и поведения в «открытом поле» двух групп крыс, гомозиготных по локусу TAG 1A DRD2. ...

29 06 2021 14:14:32

ЭТНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Статья в формате PDF 102 KB...

26 06 2021 19:34:17

Успехи и перспективы развития эмбриологии

Статья в формате PDF 104 KB...

25 06 2021 17:26:35

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Статья в формате PDF 115 KB...

23 06 2021 13:48:43

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ ДЕФИНИТИВНОЙ СТРУКТУРЫ СЕЛЕЗЕНКИ НА ФОНЕ ХРОНИЧЕСКОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ И У ЧЕЛОВЕКА

Статья посвящена актуальной проблеме – влиянию хронической алкогольной интоксикации на изменение морфоструктуры селезенки. Дана сравнительная гистологическая характеристика соединительно-тканного каркаса и белой пульпы селезенки у животных в эксперименте и у человека. Представлены дегенеративные изменения гистологической структуры селезенки. ...

16 06 2021 7:38:40

ВОДНЫЙ РЕЖИМ РЕК СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

Статья в формате PDF 126 KB...

13 06 2021 11:53:24

О СПОСОБАХ ОБОГАЩЕНИЯ ЗОЛОТОСОДЕРЖАЩЕГО МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ В АППАРАТАХ ЛОТКОВОГО ТИПА

В статье описаны способы гравитационного извлечения мелкого золота из золотосодержащего минерального сырья в аппаратах лоткового типа, показан механизм движения и распределения частичек относительно их удельного веса в потоках перерабатываемой пульпы. Даны предпосылки для создания необходимых устройств с целью осуществления описанных способов. ...

12 06 2021 4:30:36

Методы лазеротерапии при астматическом бронхите

Статья в формате PDF 110 KB...

07 06 2021 13:36:48

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!