IT-Reviews    

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ – СТОМАТОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ ХИМИИ

Литвинова Т.Н. Выскубова Н.К. Овчинникова С.А. Кириллова Е.Г. Слинькова Т.А. Вальтер Н.И. Статья в формате PDF 132 KB Главная цель современного образования в рамках гуманистической парадигмы - это создание условий для развития и самоорганизации творческих способностей личности обучаемых, для воспитания у них способностей анализировать и принимать самостоятельные решения. Гуманистический подход к профессиональному образованию предполагает, что студент - это активный субъект своей деятельности, реализующий свой творческий потенциал в ходе предметного обучения и личной деятельности на практике в ходе комплексного процесса овладения профессионализмом.

На основе всестороннего и многоуровневого анализа химического образования нами установлено несоответствие между требованиями к высшему медицинскому образованию и существующей вузовской практикой химической подготовки врачей - стоматологов. Выявлены противоречия между потребностью медицинской практики в специалистах с новым глобальным эколого-медико-валеологическим мышлением и лидирующим в настоящее время, традиционным, преимущественно репродуктивным изучением учебных предметов. Такой путь формируют у студентов разрозненные знания, а не целостную естественнонаучную картину природы. Существует также противоречие между огромной значимостью курса общей химии в медицинском вузе как компонента медицинского образования и основы для изучения других теоретических и профессиональных стоматологических дисциплин и недооценкой его в составе общенаучной и профессиональной подготовки.

Системная, полифункциональная и деятельностная природа общих химических теорий, понятий, законов, закономерностей, возможность и необходимость их использования для объяснения и прогнозирования химических процессов, происходящих в живом организме, потребовала пересмотра подходов к обучению общей химии студентов медицинского вуза.

В настоящее время в связи с сокращением учебного времени на предметы естественнонаучного цикла, преподавание общей химии сведено к стандартному минимуму, ниже которого опускаться нельзя, так как не остается места для творческого развития, расширения химического кругозора, фундаментализации. Так, в 1986 году на изучение общей химии будущим стоматологам отводилось 132 часа. Постепенно к 2000 году количество часов уменьшилось до 80, т.е. на 40%.

Следовательно, перед нами стояла задача изыскать потенциальные возможности учебного предмета общей химии за счет модернизации его содержания, структуры и процесса обучения для развития личности студента, расширения его творческого опыта, активизации его учебной деятельности, приобретения ценностного отношения к химии, а через нее - к природе, жизни, здоровью и другим общечеловеческим ценностям. Такие возможности мы увидели в интегративно-модульном подходе.

Впервые на практике в медицинском вузе нами реализована преемственная интегративно-модульная система развивающего обучения общей химии, способствующая повышению качества химической подготовки будущих врачей-стоматологов. На основе модульного подхода, принципов межпредметной интеграции, преемственности и профессиональной направленности, минимизации нами предложен вариативный курс общей химии для медиков; определена его связь с дисциплинами общеобразовательного и медико-профессионального циклов.

В качестве механизма реализации новой методической системы мы используем целенаправленную активную, взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность участников образовательного процесса, основанную на межличностных отношениях, общении, сотрудничестве и сотворчестве, побудителями которой выступают потребности, стимулы, мотивы и интересы.

Для активизации познавательной деятельности мы используем принцип профессиональной направленности, придание исследовательского характера всем лабораторно-практическим работам, расширение образовательных маршрутов за счет участия студентов в СНО «Химия и медицина», в элективном обучении. Нами разработана программа элективного курса «Химические основы экологических проблем», который внедрен в учебный процесс.

Реализация принципа профессиональной направленности осуществляется нами в каждом модуле курса общей химии. Студенты-стоматологи изучают помимо общих законов и закономерностей полифункционального значения, такие вопросы как, химический состав эмали, зубной ткани, слюны; слюна как электролит; химические реакции, лежащие в основе образования костной и зубной ткани; электрохимические (коррозионные) процессы в полости рта как осложнения пломбирования и протезирования; коррозионная стойкость конструкционных стоматологических материалов в полости рта; поверхностные явления: адгезия, когезия, смачивание, адсорбция. Большой интерес у студентов вызывает ознакомление с материалами, используемыми в стоматологии: металлы и их сплавы; полимеры; металлокерамические материалы; цементы. Это, своего рода «пропедевтика» материаловедения, изучение которого проводится на старших курсах. В модуле «Биогенные элементы», прежде всего, уделяется внимание химии таких биогенных элементов как фтор (с недостатком или избытком фтора связаны эндемические заболевания кариес и флюороз), кальций, магний, фосфор, хлор, натрий, калий.

Принцип профессиональной направленности предполагает активное включение элементов медицинских знаний, фактов, примеров в процесс конкретизации химических теорий, законов, понятий, закономерностей, в выполнение химического эксперимента, в решение химико-медицинских задач, использование кейс-метода с целью усиления мотивации, интереса и ценностного отношения к предмету, имеющего большое значение для их дальнейшей профессионализации. Данный принцип непосредственно связан с реализацией в обратном процессе «химизации» медицинского образования.

Большую роль в развитии познавательной активности студентов играет система задач, включаемая нами в расчетные практикумы. Приведем примеры задач, используемых нами в учебном процессе:

  1. Определите рН желудочного сока человека, если молярная электрическая проводимость его при 37оС равна 370 См×см2×моль-1, а удельное сопротивление 0,9 Ом×м;
  2. Рассмотрите коррозионные свойства зубного протеза из сплава золота и меди в нейтральной слюне, содержащей растворенный кислород.

Методическая система позволила нам проектировать конкретное методическое обеспечение для каждого модуля и каждой формы организации учебного процесса, в котором мы используем экспериментальные и теоретические методы исследования, технические средства обучения, компьютеры, системы заданий для разноуровневой и разнохарактерной деятельности студентов и учащихся. Центральным звеном процесса обучения, его механизмом, а также объектом управления мы выделяем взаимосвязанную и синхронную деятельность педагога и студента, особенно четко проявляемую во время практикумов.

В процессе проведения разнообразных по формам занятий формируются необходимые умения применять знания к решению разнообразных учебных и профессионально-практических задач. В обучении студентов общей химии в качестве основных обобщенных умений мы выделяем:

  1. интеллектуальные умения - умение правильно воспринимать и использовать теоретические знания на практике, осуществлять анализ, синтез, сравнения, аналогии, обобщение, объяснение; прогнозировать, моделировать явления и т.п., которые оказывают серьезное влияние на развитие химического мышления и познавательных способностей студентов к овладению основами естественнонаучных знаний;
  2. экспериментальные умения - организационно-проектировочные, экспериментально - лабораторные, наблюдение результатов, выводы по ним; умение соблюдать технику безопасности;
  3. умения оперировать символикой и связанными с ней химической терминологией, номенклатурой, составлять формулы и химические уравнения, схемы химических процессов, их интерпретировать, преобразовывать, активно оперировать ими при усвоении материала всех блоков;
  4. умения решать типовые качественные и расчетные химические задачи;
  5. умения работать с учебной, справочной и дополнительной литературой;
  6. оценочные умения - способность оценивать изучаемые химические объекты с позиций их познавательной, научной и практической значимости, свои действия и результаты своей деятельности, товарищей по группе;
  7. умения осуществлять графические действия, составлять и интерпретировать схемы, таблицы, схемы-конспекты и др.

Анализ контингента обучаемых показал, что среди студентов стоматологического факультета обучалось 28 медалистов, из них 21 человек сдавали химию по системе ЕГЭ. Семь абитуриентов были зачислены по результатам ЕГЭ профилирующего предмета - биологии. Из этих семи человек, пять получили на экзамене по общей химии отличные оценки, т.е. проявили хорошую комплексную естественнонаучную подготовку. Два человека из семи получили только удовлетворительную оценку, возможно из-за недостаточного внимания к химической подготовке на довузовском этапе. Медалисты, получившие на экзамене по биологии менее 90 баллов, сдавали единый государственный экзамен по химии. Большинство из них (10 человек) получили от 60 до 79 баллов, 9 человек смогли набрать от 80 до 100 баллов. Эти студенты хорошо учились в течение семестра, средний балл по итоговым контрольным модулей составил 4,0. Успешно они справились и с экзаменом. Два медалиста на едином государственном экзамене по химии получили менее 59 баллов, однако с программой по общей химии справились.

Из 23 немедалистов 8 человек по результатам ЕГЭ по химии попали в группу учащихся, получивших на экзамене от 40 до 59 баллов, 7 - получили от 60 до 79 баллов и 8 набрали больше 80 баллов. Надо отметить, что в подгруппе немедалистов лучшие результаты показали те студенты, у которых единый экзамен по химии был сдан более чем на 60 баллов. Никто из тех студентов, которые по результатам ЕГЭ получили менее 60 баллов, не сдали экзамен на отлично. Из 8 человек трое получили на экзамене «хорошо», трое - «удовлетворительно», а двое - неудовлетворительно.

В целом четкой корреляции между результатами ЕГЭ по химии и успеваемостью по общей химии не выявлено. Безусловно, на освоение общей химии студентами первого курса влияет не только базовая химическая подготовка, но и другие факторы, в частности, организация учебного процесса, методика обучения и воспитания.

Результаты обучения студентов-стоматологов в 2004-2005 учебном году позволяют сделать вывод об эффективности нашей методической системы: из 51 студента стоматологического факультета госбюджетной формы обучения на экзамене по общей химии получили неудовлетворительные оценки только два человека (3,9%). 17 студентов (33,3%) получили отличную оценку. На хорошо и удовлетворительно сдали экзамен по 16 человек (31,4%).

В реальном учебном процессе правильно выбранная совокупность средств, методов и форм его организации служит серьезным фактором достижения поставленной цели, способствуют целенаправленному движению к запланированным результатам и отражаются в проектировании конспектов, планов лекций, методических разработках для практических занятий.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ОЦЕНКА ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ НАРУШЕННЫХ ЛАНДШАФТОВ ПРИ ВОССТАНОВЛЕНИИ РАСТИТЕЛЬНОСТИ

Проанализированы изменения теплового состояния грунтов при техногенных воздействиях. Выявлено значительное повышение среднегодовой температуры верхних горизонтов криолитозоны и увеличение глубины сезонного протаивания при вырубке леса и удалении напочвенного покрова, вырубке леса на гарях в межаласном типе местности. Количественно оценена динамика среднегодовой температуры грунтов на разнорежимных вырубках, на гарях в зависимости от стадий сукцессионного развития растительности. ...

14 11 2019 14:38:35

ХОЛОДОВАЯ АДАПТАЦИЯ И АДРЕНОРЕЦЕПТОРЫ

Получено, что на 30‒й день холодовой адаптации на низкие дозы норадреналина реактивность системного давления больше контроля, а на большие дозы меньше контроля. Реактивность артерий конечности была на все дозы норадреналина меньше контроля. Нами впервые показано, что прессорное действие норадреналина на периферические артерии уменьшается на все дозы после адаптации к холоду, что способствует большему кровотоку и усилению прогрева тканей. Из данной работы следует, что дозированное действие холодного климата может способствовать уменьшению спазма артерий на норадреналин и поэтому, дозированный холод может помогать в лечении гипертонической болезни. ...

08 11 2019 6:26:28

ГЕМОРЕОЛОГИЯ И МОЗГОВОЙ КРОВОТОК У БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМИ ГНОЙНЫМИ СИНУИТАМИ ПРИ ТРАВМАХ ГОЛОВЫ

В работе изучен мозговой кровоток и его взаимосвязь с нарушением гемореологии у больных хроническими гнойными заболеваниями придаточных пазух носа в остром периоде черепно-мозговой травмы. ...

28 10 2019 6:34:58

ОГНЕСТОЙКИЕ НЕНАСЫЩЕННЫЕ ПОЛИЭФИРЫ

Статья в формате PDF 109 KB...

26 10 2019 4:17:59

Качество жизни детей, больных вирусными гепатитами

Статья в формате PDF 136 KB...

18 10 2019 14:33:11

РАЗРАБОТКА АЛГОРИТМИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОТБРАКОВОЧНЫХ ИСПЫТАНИЙ РПУ

Разработан пакет графических алгоритмических моделей отбраковочных испытаний радиоприемных устройств, изготавливаемых и выпускаемых предприятием, как первый шаг к последующей автоматизации. Показано преимущество разработанных моделей по сравнению с действующей текстовой инструкцией по проведению испытаний. ...

16 10 2019 10:19:34

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕОРИИ РАДИОАКТИВНОСТИ

Статья в формате PDF 83 KB...

12 10 2019 22:27:50

ЭКОНОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Статья в формате PDF 345 KB...

10 10 2019 7:16:22

Регулирование отношений между государствами

Статья в формате PDF 112 KB...

07 10 2019 13:43:16

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ

Статья в формате PDF 251 KB...

02 10 2019 1:38:57

ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СИНТЕЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕРВНОЙ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

Авторами проведено комплексное исследование сосудистых и нервных структур всего органокомплекса брюшной полости, что позволило подтвердить общие морфологические закономерности, свойственные млекопитающим отряда хищных, выявить характерные видовые и внутривидовые особенности васкуляризации и иннервации у пушных зверей клеточного содержания. Полученные новые данные о морфологии сосудистых и нервных образований органов брюшной полости млекопитающих являются оригинальными и дают не только полное представление об изученных структурах, но позволяют морфофункционально интерпретировать адаптогенные процессы, протекающие в интегративно-координационных системах организма пушных зверей, находящихся под интенсивным антропогенным воздействием в процессе доместикации. ...

01 10 2019 6:55:51

СЛЕПАЯ КИШКА У БЕЛОЙ КРЫСЫ

Статья в формате PDF 253 KB...

29 09 2019 10:33:31

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 119 KB...

27 09 2019 8:28:49

КРИТЕРИИ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТЦОВСТВА

Статья в формате PDF 116 KB...

20 09 2019 2:30:28

ОНОПРИЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

Статья в формате PDF 112 KB...

19 09 2019 21:34:46

ИЗМЕНЕНИЕ СОКРАТИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И β-АДРЕНОРЕАКТИВНОСТИ ИЗОЛИРОВАННОГО МИОМЕТРИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН ПОД ВЛИЯНИЕМ ОЗОНИРОВАННОГО РАСТВОРА КРЕБСА

В опытах с 19 полосками миометрия, полученных от 5 женщин в конце доношенной беременности при плановом кесаревом сечении, установлено, что озонированный ( ≈0,50 мкг/мл) раствор Кребса ингибирует спонтанную сократительную активность миометрия и существенно уменьшает стимулирующий эффект адреналина, т.е. снижает его α-адренореактивность. Это объясняет эффективность озонотерапии при угрозе прерывания беременности и дискоординированной родовой деятельности. ...

10 09 2019 6:31:21

БИЗНЕС-ПЛАН: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

08 09 2019 15:38:59

Организация системы адаптации человека в онтогенезе

Статья в формате PDF 104 KB...

01 09 2019 18:43:36

АНАЛИЗ ПРОТОКОЛОВ КВАНТОВОЙ КРИПТОГРАФИИ ВВ84 И В92

Статья в формате PDF 151 KB...

29 08 2019 2:30:11

ЯКУТСКАЯ ПОРОДА ЛОШАДЕЙ В ДРУГИХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Статья в формате PDF 276 KB...

27 08 2019 9:14:10

ТЕОРИЯ СТРУКТУРНЫХ ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ LiCO2

Статья в формате PDF 97 KB...

26 08 2019 3:55:10

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В СССР

Статья в формате PDF 310 KB...

23 08 2019 7:35:51

УСТАНОВЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ПЕРИОДА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Статья в формате PDF 264 KB...

22 08 2019 10:17:25

МЯСНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ БЫЧКОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ В РАЦИОН ХИТОЗАНСОДЕРЖАЩИХ ДОБАВОК

Применение хитинсодержащих препаратов оказывает положительное влияние на мясную продуктивность бычков, а превосходство по характеристикам химического состава и энергетической ценности мякоти имеют бычки, получавшие сукцинат хитозана. ...

18 08 2019 12:25:19

Признаки конкурентоспособности инженера

Статья в формате PDF 264 KB...

15 08 2019 3:39:21

КАПСУЛИРОВАНИЕ МНОГОВЫВОДНЫХ BGA МИКРОСХЕМ

Статья в формате PDF 135 KB...

13 08 2019 5:37:23

СПОСОБ ПЛАЗМЕННОЙ СВАРКИ НА ПЕРЕМЕННОМ ТОКЕ

Статья посвящена решению проблемы сварки металлов, имеющих на поверхности тугоплавкие окисные пленки. Были проведены исследования дугового разряда обратной полярности, горящий между соплом плазменной горелки и изделием, возбуждаемый и стабилизируемый с помощью факела плазмы, в ходе экспериментов были получены сваренные образцы из цветных металлов и алюминия. ...

12 08 2019 11:36:22

ЭМОТИВНЫЙ КОНЦЕПТ «ОБИДА» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье на основе материала « Национального корпуса русского языка» дан анализ вербальному и невербальному воплощению эмотивного концепта «обида» в художественном тексте. На языковом уровне рассмотрена сочетаемость лексемы «обида» с другими словами-эмотивами. На неязыковом уровне охарактеризованы невербальные компоненты проявления данной эмоции (плач, взгляд, жесты). Представленный анализ позволяет сделать вывод о национальной специфики данного чувства. ...

06 08 2019 6:23:16

РОБАСТНАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ ДИСКРЕТНОИМПУЛЬСНЫХ СИСТЕМ

Статья в формате PDF 126 KB...

04 08 2019 2:44:49

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Целью данной работы был анализ психофизиологических показателей студентов очной формы обучения, разработка мер по оптимизации учебного процесса и по предотвращению развития хронического стресса. Испытуемыми были 62 студента Института декоративно-прикладного искусства (средний возраст 25±3,7 лет) и 24 студента других высших учебных заведений, занимающихся в группе Айкидо (средний возраст 20,5±2,2 лет). Психофизиологическое состояние здоровья студентов расценивается как «функциональное перенапряжение». знание психофизиологических механизмов восприятия улучшает усвоение нового лекционного непрофильного материала. занятия восточными спортивными практиками способствуют нормализации исследуемых функций ...

31 07 2019 18:33:27

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЫДЕЛЕНИЙ МОЛОЧНЫХ ЖЕЛЁЗ

Статья в формате PDF 113 KB...

28 07 2019 14:35:53

СЛИНКИН СЕРГЕЙ ВИКТОРОВИЧ

Статья в формате PDF 161 KB...

22 07 2019 12:47:35

ПОЧЕМУ ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ

Статья в формате PDF 90 KB...

10 07 2019 18:57:23

ХАРАКТЕРИСТИКА ОВЦЕВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПО ПОРОДНОМУ СОСТАВУ И ЗОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ РАЗМЕЩЕНИЮ ПОГОЛОВЬЯ ОВЕЦ

Представлены породный состав, структура и концентрация поголовья овец в разрезе природно-экономических зон Республики Тыва. ...

07 07 2019 5:11:16

БОЛЕЗНИ ПЕРВИЧНОГО ИММУНОДЕФИЦИТА У ВЗРОСЛЫХ

Статья в формате PDF 98 KB...

06 07 2019 5:33:24

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 207 KB...

05 07 2019 21:33:34

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА И ШКОЛА

Статья в формате PDF 307 KB...

03 07 2019 7:18:43

ВОДА И ЗДОРОВЬЕ

Статья в формате PDF 263 KB...

02 07 2019 9:34:59

ИНТЕГРАЦИЯ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ИЗОНИАЗИДА В ХИМИОТЕРАПИИ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ

Предложен метод межреберного внутримышечного введения препаратов с непосредственным ультразвуковым «метод глубокого фонофореза», или лазерным воздействием «метод глубокого фотофореза» на место инъекции по рентгенологической проекции воспалительной зоны, и изучены механизмы их лечебного действия у больных деструктивным туберкулезом легких с выраженным пневмофиброзом и патологией органов пищеварения. Создание в очаге туберкулезного поражения повышенной концентрации изониазида повышает эффективность химиотерапии туберкулеза легких в условиях выраженного пневмофиброза изученными методами на 18%. ...

27 06 2019 10:27:40

КОНТЕЙНЕРЫ В МЕТОДОЛОГИИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Статья в формате PDF 101 KB...

26 06 2019 20:56:29

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!