ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ИНТЕРНЕТПОСОБИЙ > Научные обзоры
IT-Reviews    

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ИНТЕРНЕТПОСОБИЙ

Источник:
Семенова Н.Г. Статья в формате PDF 241 KB Мультимедийное Интернет - пособие (МИП) создано по дисциплине «Теоретические основы электротехники», раздел «Методы расчета линейных электрических цепей», с использованием языков HTML и Delphi. МИП, зарегистрированное в Отраслевом Фонде алгоритмов и программ, позволяет за счет выбора каждым обучающимся индивидуального темпа работы приобретать ВСЕМ обучающимся, но за разное время, одинаковые уровни теоретических знаний и умений. МИП выступает как источник информации, одновременно являясь объектом изучения, инструментом познавательной деятельности и средством самостоятельной работы.

Структура созданного Интернет - пособия включает в себя наглядно-образное представление учебной информации в четырех различных видах, каждый из которых определяет соответствующую фазу обучения:

  • краткий текстовый материал по каждому методу расчета - фаза объяснения. Использование языка HTML предоставляет обучающемуся самостоятельный выбор траектории обучения;
  • примеры, представленные по каждому методу расчета, выполненные с элементами компьютерной анимацией, в пошаговом режиме с параллельным комментарием виртуального лектора - фаза усвоения учебного материала. В случае непонимания какого-то шага студент с помощью клавиатуры компьютера очень легко может повторить непонятый фрагмент рассматриваемого примера, что позволяет рассматривать данную фазу обучения как режим тьютерства, используемую для индивидуализированного обучения в процессе интерактивного взаимодействия с МИП;
  • обучающие задания и упражнения, выполненные в режиме интерактивного взаимодействия компьютера и студента с использованием трехуровневой обратной связи, с помощью языка программирования Delphi - фаза повторения и закрепления полученных знаний, предусматривающий развитие полученных навыков и умений. На данной фазе обучения обратная связь способствует формированию обучающих воздействий с учетом результатов контроля учебной деятельности.

Возможность отслеживать действия студента, направлять его в процессе деятельности, анализировать возможные варианты решения создают предпосылки не только для достижения соответствующих знаний и умений студента планируемым результатам обучения, но и для развития творческого потенциала студентов.

Обратная связь, заложенная в МИП, обеспечивает исправление ошибки и позволяет довести решение до конца. Она реализует принцип побуждения обучаемых к поиску, в случае ошибочного решения дает ориентирующие указания, направляя тем самым действия студентов. Благодаря этому устраняется одна из распространенных причин отрицательного отношения к учебе, а именно неудачи в решении учебных задач.

Алгоритм обучения составлен и реализован таким образом, что на любом уровне обратной связи студент может вернуться либо к фазе объяснения, либо к фазе усвоения теоретического материала, что позволяет каждому студенту проектировать свою образовательную траекторию;

  • контрольные задания, выполненные с максимальной индивидуализацией, осуществляемой по принципу генератора случайных чисел - фаза контроля усвоения учебного материала. В контрольных заданиях реализована возможность вариативности ответов, что приближает работу студент - компьютер к естественной форме контроля. Контроль осуществляется в режиме экзамена.

Созданное МИП позволяет повысить мотивацию обучения, развить интерес и познавательные потребности обучаемых. Как отмечено в работе Е.И. Машбиц, одно из необходимых условий активного включения студента в учебный процесс - диалог обучаемого и обучающего, который в МИП организован с помощью интерактивного режима (вторая и третья фазы обучения). «Чем выше уровень коммуникативности программно-педагогического средства, тем эффективнее реализуются условия индивидуального подхода к обучению, ситуации самостоятельного и активного решения студентами учебных задач» /Филатов О.К. Информатизация технологий обучения в высшей школе - М.: Высшая школа. - 2001. - 284 с., С.208/. Диалог активно вовлекает обучаемых в учебный процесс, стимулирует и создает условия для самостоятельной работы. Немаловажное значение для обеспечения самостоятельной деятельности студентов имеет представленная в МИП возможность помощи в решении учебной задачи, причем студент сам может задавать предпочтительную форму помощи, например, демонстрация способа решения типовой задачи с комментариями виртуального лектора или решение задачи с помощью обратной связи.

МИП дает возможность постоянного самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности (четвертая фаза обучения). Это, с одной стороны, служит важным средством мотивации и, с другой стороны, обеспечивает возможности результативной самостоятельной учебной работы.

Один из существенных недостатков традиционной методики обучения заключается в том, что преподаватель часто не имеет возможности контролировать важные компоненты учебной деятельности. Работая с группой, он практически не в состоянии проверить правильность решения всех задач, выполненных каждым студентом. Как известно, вовремя неисправленные ошибки закрепляют неверные представления и способы деятельности. МИП позволяет проверить все ответы и не только зафиксировать ошибку, но и определяет ее характер, что помогает вовремя устранить причину, обусловившую ее появление.

Одним из средств, обеспечивающих повышение эффективности учебного процесса, развитие познавательной активности обучаемых, является наглядность обучения. Реализация этого ведущего принципа дидактики во второй фазе обучения МИП предполагает, прежде всего, создание у обучаемых образного представления об изучаемом объекте, формирует и развивает, как отмечают ряд психологов (Б.Ф. Ломов, А.М. Матюшкин, О.К. Тихомиров, В.В. Рубцов и др) теоретическое, образное мышление. Представление визуального изображения учебной информации дает возможность улучшить понимание и запоминание учебного материала.

Мультимедийные Интернет - пособия не подменяют преподавателя и не замещают его функции в учебном процессе, они лишь повышают эффективность реализации отдельных компонентов деятельности преподавателя.

Созданное мультимедийное Интернет-пособие нашло эффективное применение для дистанционной и заочной формах обучения, а также при самостоятельной работе студентов.

Работа представлена на научную конференцию с международным участием «Технологии 2005», г. Анталия (Турция), 22-29 мая 2005 г. Поступила в редакцию 11.04.2005 г.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ДНИ КВАНТОВОЙ МЕДИЦИНЫ В ЕВРОПЕ

Статья в формате PDF 140 KB...

24 07 2021 17:52:58

СТОЛЯРОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья в формате PDF 139 KB...

23 07 2021 2:11:37

КАЗАНСКИЙ КРАЙ: ЯЗЫК ПАМЯТНИКОВ XVI-XVII ВЕКОВ

Статья в формате PDF 282 KB...

16 07 2021 5:56:49

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 225 KB...

14 07 2021 7:40:45

ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Изменяющиеся условия жизни приводят к изменению поведения и психологии наиболее уязвимых групп населения, к которым относятся пожилые и старые люди. Наиболее значимыми считаются адаптивные защитные реакции, такие как озабоченность, тревожность, депрессия. Работа поддержана и финансируется Министерством образования и науки. ...

13 07 2021 6:22:10

БИОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ЧИСЛЕННОСТЬ НАБЛЮДЕНИЙ

Статья в формате PDF 390 KB...

08 07 2021 21:58:50

ПОЦЕЛУЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Статья в формате PDF 109 KB...

07 07 2021 4:10:32

Изучение эффективности галавтилина у больных рожей

Статья в формате PDF 115 KB...

30 06 2021 3:36:59

ИНТЕГРАЦИЯ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ИЗОНИАЗИДА В ХИМИОТЕРАПИИ ТУБЕРКУЛЕЗА ЛЕГКИХ

Предложен метод межреберного внутримышечного введения препаратов с непосредственным ультразвуковым «метод глубокого фонофореза», или лазерным воздействием «метод глубокого фотофореза» на место инъекции по рентгенологической проекции воспалительной зоны, и изучены механизмы их лечебного действия у больных деструктивным туберкулезом легких с выраженным пневмофиброзом и патологией органов пищеварения. Создание в очаге туберкулезного поражения повышенной концентрации изониазида повышает эффективность химиотерапии туберкулеза легких в условиях выраженного пневмофиброза изученными методами на 18%. ...

22 06 2021 22:59:52

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАКТИВНОСТИ АРТЕРИЙ КИШЕЧНИКА И КОНЕЧНОСТИ К МЕЗАТОНУ ПОСЛЕ 30 ДНЕЙ

После 30  дней адаптации к холоду прессорное действие мезатона на артериальное русло тонкого кишечника уменьшается исключительно за счет снижения чувствительности а1-адренорецепторов на 21 %, а количество активных а1-адренорецепторов нормализовалось. В артериях конечности изменения чувствительности и количества а1-адренорецепторов артерий к мезатону было противоположно кишечнику. Чувствительность а1-адренорецепторов артерий конечности к мезатону нормализовалась и была равна контролю. А количества активных альфа-1-адренорецепторов артерий кожно-мышечной области к мезатону было меньше контроля на 10,3 %. ...

19 06 2021 11:27:14

К ВОПРОСУ О МОДЕРНИЗАЦИИ РЕАЛЬНОГОСЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы модернизации реального сектора экономики России. Исследуются факторы и условия, доказывающие необходимость коренных преобразований в базовых отраслях общественного производства. Раскрываются особенности функционирования реального сектора экономики в рыночных условиях современной социально-экономической системы России. Показывается роль научно-технического прогресса в формировании инновационной модели воспроизводства. Обоснована необходимость проведения действенной государственной промышленной и инновационной политики с целью создания целостной и эффективной национальной инновационной системы; создания системы экономических стимулов для производителей при вовлечении в гражданско-правовой оборот результатов интеллектуальной деятельности и обеспечения государственной поддержки дальнейшего развития национальной инновационной инфраструктуры. ...

18 06 2021 18:50:10

МАКРО-РЕЧЕВЫЕ АКТЫ КОРПОРАТИВНОГО ДИСКУРСА

Статья в формате PDF 224 KB...

14 06 2021 2:37:45

ТУРИЗМ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Статья в формате PDF 127 KB...

12 06 2021 15:45:52

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ ГЭРБ

Статья в формате PDF 140 KB...

09 06 2021 5:11:58

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!