IT-Reviews    

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА СУРГУТА

Рекомендуем: фильм Паразиты (Корея) - пересказ сюжета, смысл
Источник:
Винокурова И.В. Литовченко О.Г. Статья в формате PDF 226 KB За последнее десятилетие произошло качественное ухудшение состояния здоровья школьников. Особенностями негативных изменений в здоровье школьников являются стремительный рост числа хронических болезней, ухудшение показателей физического развития (дефицит массы тела, ожирение, децелерация), рост болезней нервной системы, пограничных непсихических заболеваний, болезней органов пищеварения, эндокринной системы ( 1,2 ).

В период онтогенеза от 6 до 18 лет, когда организм ребенка является наиболее чувствительным к действию экзогенных и эндогенных факторов происходит формирование морфофункционального статуса, влияющего на дальнейшую жизнь. Этот временной интервал совпадает с важнейшим социальным этапом детства - получением ребенком общего среднего образования. На здоровье школьников оказывает большое влияние несоответствие существующим гигиеническим требованиям условий обучения, интенсификация процесса обучения и большие нагрузки, недостаточная двигательная активность школьников и др.

Школа, являясь единственной в стране организованной формой общественного воспитания, охватывающей в течении продолжительного периода всю детскую популяцию в России, может стать базой для реализации самых современных и эффективных программ профилактики и оздоровления подрастающего поколения. В 2002 году Россия участвовала в грандиозном эксперименте - Всероссийской диспансеризации детей и подростков.

Подведены итоги по России из которых следует, что 1 группа здоровья составляет 10%, 2 группа - 50-60 %, 3 группа - 30-40%. По данным сотрудников НИИ гигиены и профзаболеваний детей, подростков и молодежи РАО установили (М.И. Чурьянова с соавт., 1994), что за 30 прошедших лет у детей произошло увеличение хронических патологий желудочно-кишечного тракта с 8 до 10%, нервных заболеваний - с 10,4 до 24%, иммунной системы - с 2,5 до 7,5%. К окончанию школы 45% детей имеют хронические заболевания с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В городе Сургуте распределение по группам здоровья следующее: у младших школьников - 1 группа - 8%, 2 группа - 78%, 3 группа - 15%; в подростковом возрасте - 1 группа - 8%, 2 группа - 67%, 3 группа 25%.  (табл.1)

У детей начальной школы среди функциональных отклонений на первом месте - заболевания костно-мышечной системы, на втором - заболевания желудочно-кишечного тракта, на третьем - заболевания глаз. В подростковом возрасте на первом месте так же заболевания костно-мышечной системы, второе место - заболевания желудочно-кишечного тракта и заболевания глаз, на третьем месте - заболевания эндокринной системы.

В лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением предметов наблюдается увеличение суммарной нагрузки, интенсификация учебного процесса, при этом особенного внимания заслуживают учащиеся начальных классов, в связи с тем, что данный переходный период онтогенеза играет значительную роль в формировании здоровья на последующих возрастных этапах. Ряд авторов указывает (3, 4), что состояние здоровья учащихся, обучающихся в таких школах, страдает в большей степени, чем у их сверстников в общеобразовательной школе.

Нами проанализированы результаты углубленного медицинского осмотра учащихся МОУ №12 г. Сургута, где учащиеся углубленно изучают ряд предметов и МОУ № 6 г. Сургута, где школьники занимаются по типовым учебным программам. Обследование детей осуществляли по единой программе, включавшей в себя медицинский осмотр на основе скрининга с последующим обследованием детей врачами специалистами (педиатр, невролог, офтальмолог, оториноляринголог, хирург, дерматолог, эндокринолога).

МОУ № 12 расположено в типовом здании, количество мест по проектной мощности 850 (по факту занимается 1652 ребенка), занятия ведутся в две смены, имеются два спортзала, количество уроков физкультуры для начальной школы - 1 час в неделю, с 5-9 класс - 2 часа, в 10-11 классах по 3 часа.

МОУ №6 расположено в типовом здании, количество мест по проектной мощности 900 (занимается 1050 детей), занятия ведутся в две смены, имеется один спортивный зал, количество уроков физкультуры 2 часа в неделю, один раз в неделю посещение бассейна.

Таблица 1. Распределение учащихся г. Сургута по группам здоровья

МОУ

1 группа здоровья

2 группа здоровья

3 группа здоровья

Младшие школьники

Подростки

Младшие школьники

Подростки

Младшие школьники

Подростки

№ 12

11%

1%

81%

87%

8%

12%

№ 6

8%

8%

87%

82%

5%

10%

Результаты комплексной оценки показали, что в МОУ №12 количество детей с 1 группой здоровья снижалась с 11% в начальной школе до 1% в подростковом возрасте; в МОУ № 6 удельный вес 1 группы здоровья практически не изменился и составил 8%. Динамика по 3 группе здоровья следующая: в МОУ № 12 увеличение с 8% в начальной школе до 12% у подростков; в МОУ № 6 - увеличение с 5% до 10%.

Таблица 2. Распределение учащихся г. Сургута по функциональным нарушениям

Заболевания

Начальная школа

(уд. вес, %)

Среднее звено

(уд. вес, %)

Старшие классы

(уд. вес, %)

МОУ №6

МОУ №12

МОУ №6

МОУ №12

МОУ №6

МОУ №12

- крови

4

1

1

1

-

1

- эндокринной системы

25

12

40

34

31

60

- нервной системы

12

18

11

10

3

16

- органов зрения и придаточного аппарата

14

6

18

34

11

46

- уха, горла, носа

4

28

8

12

3

11

- органов дыхания

2

1

3

1

1

1

- органов пищеварения

14

12

25

12

22

31

- сердечно-сосудистой системы

2

14

6

8

3

13

- кожи и подкожной клетчатки

-

3

-

8

2

12

- костно-мышечной системы

14

24

35

28

23

39

- мочеполовой системы

-

12

-

3

5

12

При анализе функциональных отклонений у учащихся МОУ №12 выявлены следующие закономерности (табл.1). Если в начальной школе превалирующее место занимают болезни уха, горла, носа (28%), на втором месте - заболевания костно-мышечной системы (24%), на третьем месте - заболевания сердечно-сосудистой системы (14%), заболевания эндокринной системы выходят на четвертое место (12%), болезни глаз на пятое (6%). При переходе к предметному обучению удельный вес заболеваний эндокринной системы возрастает до 34%, а к подростковому возрасту составляет около 60% занимая первое ранговое место. Удельный вес заболеваний глаз резко увеличивается с 34% при переходе к предметному обучению до 46% у подростков, занимая второе место. Заболевания костно-мышечной системы с 28% у пятиклассников изменяются до 39% у подростков, занимая третье место.

В МОУ № 6 картина несколько иная. В начальной школе на первом месте - заболевания эндокринной системы (25%), на втором - заболевания глаз, органов пищеварения, костно-мышечной системы (14%), на третьем - болезни нервной системы (12%). При переходе к предметному обучению удельный вес заболеваний эндокринной системы возрастает до 40 %, и снижается до 31% у подростков, сохраняя первое ранговое место. Удельный вес заболеваний костно-мышечной системы изменяется - возрастая до 35% у пятиклассников, и снижаясь до 23% у подростков сохраняя второе ранговое место. Удельный вес заболеваний пищеварительного тракта увеличивается до 25% при переходе к предметному обучению, и снижается до 22% у подростков.

 Следует отметить, что в МОУ №12 в начальной школе на одного ребенка приходится 1,8 функциональных отклонений, в МОУ №6 - 1; при переходе к предметному обучению - 1,9 и 1,6 соответственно; а у подростков 4 и 1,3.

 Таким образом, выявлена зависимость между условиями обучения школьников и состоянием их здоровья, что подтверждает выводы других исследователей в этой области.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ильин А.Г., Агапова Л.А. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков //Гигиена и санитария. - 2000. - №5. - С. 43-46.
  2. Онищенко Г.Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков //Гигиена и санитария. - 2001. - №5. - С. 7-11.
  3. Чурьянова М.И., Ананьева Н.А., Белявская В.И. и др. Результаты отдельных наиболее важных научных исследований в гигиене детей и подростков за 1993 год //Гигиена и санитария. - 1994. - С. 39-42.
  4. Ямпольская Ю.А., Пляскина И.В. //Экологическая антропология. Ежегодник. - Минск, 1998. - Вып.3. - С. 87-89.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 248 KB...

19 06 2021 15:28:17

АНАЛИЗ ФАРМАКОТОКСИЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ЭТАЦИЗИНА И ДИМЕФОСФОНА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ СТРЕССЕ

В работе исследовали влияние этацизина и димефосфона на смертность белых мышей и динамику поведенческих реакций в условиях хронического гиподинамического стресса. Показано токсическое влияние этацизина: увеличение смертности животных и негативное влияние на поведенческие реакции. Димефосфон не оказывал влияния на летальность и проявлял стресспротекторное ...

13 06 2021 21:21:41

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СПЕРМЫ

Статья в формате PDF 164 KB...

12 06 2021 20:43:18

АНДРЕЕВА МАРИЯ АНДРЕЕВНА

Статья в формате PDF 84 KB...

06 06 2021 21:28:37

ЭКОЛОГИЯ СИБИРСКОГО РЕГИОНА: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ

Статья в формате PDF 179 KB...

04 06 2021 4:53:19

БИЗНЕС-ПЛАН: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

02 06 2021 17:29:54

НЕЙРОГЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

Статья в формате PDF 300 KB...

28 05 2021 16:57:10

ПАНКРЕАТИТ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ ПАПИЛЛОТОМИЙ – ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

На материале 769 клинических наблюдений проведен анализ причин возникновения острого панкреатита после эндоскопической папиллотомии. Установлено, что основой их развития является прямое повреждение главного протока поджелудочной железы. Разработаны способы профилактики постманипуляционных панкреатитов. ...

26 05 2021 16:18:52

КЛИНИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ГЕМОРРАГИЧЕСКОГО СИНДРОМА ПРИ ЦИРРОЗАХ ПЕЧЕНИ

Статья посвящена современным проблемам гепатоэетерологии, в частности геморрагическому синдрому при заболеваниях печени. Основное место уделено алкогольным поражением печени. В статье присутствуют материалы посвященные изучению системы гемостаза, являющиеся сложной и актуальной проблемой в настоящее время. ...

25 05 2021 0:41:34

МИКОПЕЙЗАЖ КОЖИ РАБОЧИХ МУКОМОЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Статья в формате PDF 108 KB...

18 05 2021 5:24:27

АНАЛИЗ АССОЦИАЦИЙ ПО СОЧЕТАНИЯМ ГЕНОТИПОВ ПОЛИМОРФНЫХ ДНК – ЛОКУСОВ (TAG 1A И NCOI) DRD2, 256A/G ГЕНА SLC6A3 И ОБЪЕМНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МИНДАЛЕВИДНОГО КОМПЛЕКСА МОЗГА С ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ

Впервые показано, что у крыс с генотипом А2/ А2 по локусу TAG 1A DRD2 с повышенной тревожностью имеет место сочетание генотипов N2N2 локуса NcoI DRD2 и А А локуса 256A/G гена SLC6A3, а также увеличение объемных характеристик базолатеральной группировки миндалевидного комплекса мозга. ...

16 05 2021 5:40:50

ПОЦЕЛУЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Статья в формате PDF 109 KB...

13 05 2021 21:48:47

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗМОЖНЫХ МЕХАНИЗМАХ СРЫВА ИММУНОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МАТЕРИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АНТИГЕНАМ ПЛОДА КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА ИММУНОАЛЛЕРГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЕСТОЗА. СООБЩЕНИЕ 2. О РОЛИ НАРУШЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ПЛАЦЕНТОЙ ИММУНОСУПРЕССИР

В обзоре изложены современные представления об этиологии и патогенезе гестоза. Показано значение как генетически детерминированного, так и обусловленного развитием воспалительного процесса гениталий повышения проницаемости маточно-плацентарного барьера для антигенов плода. Рассмотрена роль иммунокомплексной патологии как пускового механизма в развитии гестоза, значение нарушения продукции плацентой белков беременности и цитокинов с иммуносупрессивным действием при осложненном течении беременности. ...

12 05 2021 11:39:47

ПЕРСОНАЛ БАНКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ЕГО КАПИТАЛ

Статья в формате PDF 118 KB...

09 05 2021 6:19:15

ЭКСПЕРТНО-ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Статья в формате PDF 310 KB...

07 05 2021 12:41:22

БИОСФЕРА, БИОРИТМЫ, ЗДОРОВЬЕ

Статья в формате PDF 112 KB...

06 05 2021 9:48:12

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПЕРЕНОСА КОЛИЧЕСТВА ЗАРЯДА – ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОВОДИМОСТЬ РАСТВОРОВ ХЛОРОВОДОРОДА В Н-СПИРТАХ

Ранее авторами была показана применимость плазмоподобной теории растворов для расчетов эквивалентной электропроводности растворов различных электролитов в воде и этаноле. В данной статье были экспериментально измерены значения электропроводности хлороводорода в четырех н-спиртах (этаноле, пропаноле, бутаноле и пентаноле) при различных температурах (278-328 К), а также получены расчетные значения электропроводности. Сделан вывод о хорошем соответствии расчетных данных экспериментальным. ...

03 05 2021 13:22:47

ЧЕСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ ПРАВА, ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ЕГО СОБЛЮДЕНИЯ

Представленная статья посвящена исследованию понятия честь в качестве фундаментальной категории права. В работе отмечено, что основой для соблюдения права, уважения к закону является честь. Данное понятие включает в себя такие качества, как целомудрие и благородство. Основным же назначением государства является защита чести своих граждан. Эта высокая миссия тесно связана с единственной целью государственности как формы человеческого бытия – с содействием духовному возрастанию человека. ...

02 05 2021 8:52:35

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!