IT-Reviews    

ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ МИРА РЕБЕНКОМ

Жданова С.Н. Статья в формате PDF 107 KB

Исследование проблемы освоения мира человеком предполагает её рассмотрение в генезисе. Предлагаемый материал фокусирует наше внимание на периоде младенчества, в процессе которого формируется чувство базисного доверия к миру [1, с.106]. Часть эксперимента была посвящена наблюдению за проявлениями младенцев возрастом от 5 дней до 1 года в целях подтверждения идеи исследования о том, что человек осваивает мир на пределе своих возможностей, в крайних выражениях нормы в индивидуальном для каждого диапазоне. [2, с.24]. Программа наблюдения включала поиск ответов на вопросы: каков алгоритм освоения мира; действительно ли малыш осваивает мир на пределе своих возможностей; какую роль эстетическое начало занимает в жизни младенцев.

Программа наблюдения подтвердила преобладающую ориентацию младенца на жизнеутверждающие цвета, звуки, запахи, вибрации. Ребенок (возрастом от 3-х недель и более) выбирает приятное для глаза и уха по своим критериям комфортности, выбирает завершенную четкую форму во всех предметах окружающего мира, лаконизм выражения в смыслонесущих звучаниях и явлениях мира. [3, с.129].

Наблюдение показало, что младенец проделывает огромную работу по освоению окружающего мира всем своим существом. Показателями интенсивности воспринимаемого ребенком были выбраны: пристальный взгляд (как завороженный), движения ручками и ножками при высоком уровне возбуждения, способность замирать на пике ощущений; наличие отключения от процессов.

Показателями положительной реакции ребенка служили: поворот головы в ту или иную сторону; изменение частоты сердцебиения; хорошее сосание (устойчивость, размеренность, основательность); движения глаз, ручек, ножек. В ходе наблюдений использовалась видеотехника, позволившая детально наблюдать и многократно просматривать отдельные движения рук, выражение лица в ходе взаимодействия между младенцем и родителями, [3, 130].

Установлено, что младенец сосредотачивается на каждом моменте жизни: на звуках, на световых пятнах, воздушных потоках и весьма интенсивно переживает их. Младенец адаптируется в мире, благодаря обострению всех органов чувств и осваивает мир на пределе своих возможностей. Младенец вынужден оттачивать способность сосредотачиваться, поскольку процесс концентрирования ощущений оказывается единственно возможным путем освоения мира. Уставая, он отключается и уходит в сон[3, 132].

Анализ наблюдений по дневниковым записям позволяет сделать вывод, что первоначально чувство бытия сфокусировано на звуках, запахах, вибрациях как носителях информации о мире и его смыслах для малыша: мир сначала осваивается посредством звукового восприятия. Звук дает основную ориентировку в мире. Затем ребенок начинает их воспроизводить в ключевых интонациях удовольствия, испуга, вопроса, ответа-подтверждения, просьбы, сигнала.

Полнота освоения мира младенцами зависит от уровня перинатальной культуры родителей, сформированности у них позиции осознанного родительства Позиция осознанного родительства - это позиция в отношении рождения и воспитания детей, которая являясь результатом осмысления истоков жизни, базируется на синтезе педагогических, психологических, валеологических и медицинских знаний. Феномен родительства и сегодня представляет собой недостаточно изученное сложное явление. [ 4, с.47]

В рамках настоящего исследования проводилось изучение степени осмысленности отношения родителей к освоению мира ребенком и степени понимания родителями их определяющего значения для первичной социализации детей. Исследование проводилось на базе родительских школ «Драгоценность» и «Радома».

Проводимый в рамках исследования опрос позволил выявить четыре вида родительского отношения к ребенку. Первая группа ответов (7% опрошенных) обнаруживает примитивный вид отношения, который характеризует полная неосознанность действий. Вторая группа ответов (48% опрошенных) - самая распространенная, характеризуется слабо осознаваемым желанием «хочу ребенка». В основе желания лежит инстинкт продолжения рода, настойчиво заставляющий человека реализовывать свою природу и становиться родителем. Ответы этой группы можно структурировать на подгруппы:

- «Ребенок - мое творение» -9% (любовь к себе в ребенке, но не его самого);

- «Ребенок - мое утешение» - 11% (ребенок является средством восполнения нехватки любви к себе, своей потребности в душевном тепле и участии, важнейших социальных потребностей);

- «Ребенок - брачный партнер» -7% (неосознанная компенсация недовольства супругом (супругой), когда каждый из них видит в ребенке компенсацию недостающих супругу (супруге)качеств);

- «Ребенок - последователь» -14% ; - «Ребенок - игрушка» -7%.

В целом, эта группа ответов составляет второй вид отношения к ребенку (несостоятельность родителей воспитывать его), при котором малыш превращается в жертву родительских неудовлетворенностей, претензий, амбиций и страстей.[3, 134]

Третья группа ответов характеризуется наличием рационального элемента - 40%:

- «Ребенок - моя опора в старости» -21%;

- «Ребенок-имидж» -11% (как вариант создания внешней видимости благополучия и презентабельности семьи);

- «Ребенок-подопытный» -6% (как объект экспериментов, подгонка под модель идеального ребенка без учета природы).

Общее в этих ответах - то, что они составляют третий вид отношения, в рамках которого родитель исходит «от себя», «от собственных желаний» [3, с.134].

Четвертую группу составили ответы 5% молодых родителей, готовых воспринимать малыша таким, какой он есть, без претензий и личных амбиций, стремящихся понять те движущие силы, которые заставляют его расти и развиваться, действовать в согласии с этими силами. Таким образом, готовность к грамотному сопровождению процесса освоения мира ребенком продемонстрировал каждый двадцатый молодой родитель [3, с.134].

Проведенное исследование позволяет заключить, что влияние позиции осознанного родительства на освоение мира ребенком носит концептуальный характер. Вместе с тем, исследование демонстрирует значимость практики оказания помощи молодым родителям, роли специалиста в оптимизации процесса освоения мира ребенком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Эрик Эриксон. Детство и общество: Пер. с анг./ Общ. ред. и предисл. Толстых А.В. - М.: Изд-во Прогресс, 1996.- 592с
  2. Жданова С.Н. Научно-праксеологи-ческие основы социономии. Программа НИЛ РАО-СОИН ОГПУ. // Программы научно-исследовательских лабораторий Социального института Оренбургского педагогического университета, Оренбург: Изд.: ОГПУ, 2002 г. с.20-27.
  3. Жданова С.Н. Оптимизация процесса освоения мира личностью в полисубъектном взаимодействии. Статья//Всероссийская науч.-практ.конф. «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций». Тамбов: Изд-во ТГУ, 2005.- с.128-134.
  4. Трунов М.В. Первый год - первый опыт. - М., 2003 - 160 с.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 132 KB...

15 11 2019 18:33:29

О НАХОЖДЕНИИ ОБЪЕМОВ ТЕЛ ВРАЩЕНИЯ

Статья в формате PDF 271 KB...

11 11 2019 12:54:26

КОГНИТИВНЫЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТОВ ЭПИЧЕСКОГО ФОЛЬКЛОРА

Современный этап развития мирового и отечественного языкознания характеризуется антропоцентрической направленностью лингвистических исследований. Антропоцентризм является одним из фундаментальных свойств человеческого языка, так как взаимосвязь и взаимообусловленность языка и человека очевидна и не может вызывать никаких сомнений. « Идею антропоцентричности языка в настоящее время можно считать общепризнанной: для многих языковых построений представление о человеке выступает в качестве естественной точки отсчета» [1, 5]. Антропоцентрический подход в изучении языка или антропоцентрическая парадигма предполагает анализ человека в языке и языка в человеке. В. А.  Маслова пишет, что «…антропоцентрическая парадигма выводит на первое место человека, а язык считается конституирующий характеристикой человека, его важнейшей составляющей. Человеческий интеллект, как и сам человек, немыслим вне языка и языковой способности как способности к порождению и восприятию речи. Если бы язык не вторгался во все мыслительные процессы, если бы он не был способен создавать новые ментальные пространства, то человек не вышел бы за рамки непосредственно наблюдаемого. Текст, создаваемый человеком, отражает движении человеческой мысли, строит возможные миры, запечатлевая в себе динамику мысли и способы ее представления с помощью средств языка» [1, 8]. ...

10 11 2019 0:31:24

КАЗАНСКИЙ КРАЙ: ЯЗЫК ПАМЯТНИКОВ XVI-XVII ВЕКОВ

Статья в формате PDF 282 KB...

09 11 2019 9:46:22

ЯКУТСКАЯ ПОРОДА ЛОШАДЕЙ В ДРУГИХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Статья в формате PDF 276 KB...

19 10 2019 3:34:27

РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ

Разработана математическая модель прогнозирования инфекционной заболеваемости на модели природно-очаговой инфекции, возбудителем которой является вирус клещевого энцефалита. Математическая модель представлена в виде аддитивного временного ряда, включающая тренд, случайные компоненты и сезонные составляющие, имеющие разную периодичность: менее года, 3 года и многолетнюю. ...

17 10 2019 1:27:50

ЭКОЛОГИЯ СИБИРСКОГО РЕГИОНА: К ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ

Статья в формате PDF 179 KB...

15 10 2019 7:18:38

ЗЕЛЕНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Статья в формате PDF 302 KB...

14 10 2019 16:38:24

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ГОРОДА НОВОРОССИЙСКА

Статья в формате PDF 94 KB...

11 10 2019 4:18:25

СИНТЕЗ САМАРИЙ-ХРОМАЛЮМИНИЕВОГО ГРАНАТА

Статья в формате PDF 273 KB...

03 10 2019 1:48:49

Перспективы использования электрофизических методов при освоении месторождений минерального сырья

На основе анализа литературных источников показана необходимость создания эффективных методов переработки руд цветных металлов. Описано отрицательное воздействие горнообогатительного производства на окружающую среду. Рассмотрены проблемы освоения месторождений сырья и предложены пути их решения. Приведена схема рационального освоения минеральных ресурсов рудного месторождения с применением разрядноимпульсных методов. Обоснована возможность использования разрядноимпульсных воздействий в обогатительных процессах, что позволит повысить полноту извлечения полезных компонентов при переработке минерального сырья. Выделены ограничения применения импульсных методов. Установлено, что разрядноимпульсные методы интенсифицируют избирательное раскрытие минеральных ассоциаций во всем диапазоне исходных классов крупности. Эти методы эффективны в комбинированных схемах переработки труднообогатимых руд сложного состава. Применение комбинированных схем позволит сократить на 10–15 % время измельчения до выхода контрольного класса. ...

21 09 2019 6:17:17

О ТИПАХ И ВИДАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья в формате PDF 151 KB...

19 09 2019 6:29:22

Приметы как формы национальной культуры

Статья в формате PDF 249 KB...

16 09 2019 5:55:47

АНТИМИКРОБНЫЕ СВОЙСТВА СУХИХ ЭКСТРАКТОВ ИЗ СЫРЬЯ ВИДОВ РОДА VERONICA L.

Статья посвящена вопросам изучения антимикробных свойств природных биологически активных соединений – флавоноидов и фенолкарбоновых кислот, извлекаемых методом вихревой турбоэкстракции из сырья растений рода Veronica L. (сем. Scrophulariaceae Juss.) Предуралья. На основании проведенного исследования авторы делают вывод о возможности применения растительного сырья Veronica L. в медицинской практике. ...

13 09 2019 0:27:59

Американский студенческий сленг начала 21 века

Статья в формате PDF 249 KB...

12 09 2019 13:57:38

РАЗБИЕНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА, ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МОДУЛЬНОГО КРИСТАЛЛА

Обсуждается проблемы разбиения и структурирования пространства, формирования структурных модулей, которые предназначены для конструирования модульных 3D структур кристаллов. ...

08 09 2019 6:34:58

ПРИМЕНЕНИЕ ПАКЕТА MATHСAD ПРИ ОБУЧЕНИИ СТОХАСТИКЕ

Статья в формате PDF 120 KB...

27 08 2019 12:27:42

РЕЗУЛЬТАТЫ ФАРМАКОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НОВОГО СИНТЕТИЧЕСКОГО БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНОГО ВЕЩЕСТВА «4-АММОНИЙ ПИРИДИН ТЕТРАХЛОРПАЛЛАДИТ»

Химиотерапевтические средства в комплексе с хирургическими операциями широко используются для лечения онкологических больных. Несмотря на то, что арсенал этих препаратов широко представлен, все эти препараты обладают высокой токсичностью. Результаты цитогенетических исследований, проводимых на семенах пшеницы безостая – 1 показали, что 0,01; 0,02 и 0,05 % растворы исследуемого вещества не обладают цитотоксичностью, и лишь в разведении 0,1 % обнаруживает слабое цитотоксическое действие. Методом биотеста было выявлено, что при внутрибрюшинном введении белым мышам 1 мл раствора 4-аммоний пиридин тетрахлорпалладита исследуемое вещество обнаруживает высокую токсичность, которая усиливается со времени, начиная с момента введения, и зависит от концентрации введенного раствора. ...

22 08 2019 12:41:51

ИСПЫТАНИЕ РАСТУЩЕГО ДЕРЕВА

По результатам измерений ширины годичных слоев на рабочей части керна и определения радиального роста дерева, и последующей идентификации по ним статистической закономерности, выполняют прогнозирование на ретроспективу на число лет с начала рабочей зоны керна до момента начала жизни измеряемого учетного дерева. ...

12 08 2019 7:18:38

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Статья в формате PDF 110 KB...

10 08 2019 21:32:37

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 149 KB...

07 08 2019 1:26:24

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ

Статья в формате PDF 256 KB...

04 08 2019 18:25:25

ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ: АССОЦИАЦИЯ ГЕНОТИПА ПО ЛОКУСУ TAG 1A DRD2

В работе впервые приведены сведения об особенностях аудиогенной чувствительности и поведения в «открытом поле» двух групп крыс, гомозиготных по локусу TAG 1A DRD2. ...

01 08 2019 18:28:55

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Статья в формате PDF 103 KB...

22 07 2019 6:13:21

ХОЛОДОВАЯ АДАПТАЦИЯ И АДРЕНОРЕЦЕПТОРЫ

Получено, что на 30‒й день холодовой адаптации на низкие дозы норадреналина реактивность системного давления больше контроля, а на большие дозы меньше контроля. Реактивность артерий конечности была на все дозы норадреналина меньше контроля. Нами впервые показано, что прессорное действие норадреналина на периферические артерии уменьшается на все дозы после адаптации к холоду, что способствует большему кровотоку и усилению прогрева тканей. Из данной работы следует, что дозированное действие холодного климата может способствовать уменьшению спазма артерий на норадреналин и поэтому, дозированный холод может помогать в лечении гипертонической болезни. ...

19 07 2019 11:59:12

ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРЫ

Статья в формате PDF 104 KB...

17 07 2019 8:18:37

ГРЕХОПАДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОАНАЛИЗА

Статья в формате PDF 92 KB...

13 07 2019 16:24:37

МИКРОЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (ЧАСТЬ II)

С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные характеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...

10 07 2019 0:30:16

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ У ЖЕНЩИН РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА

Проведен анализ эффективности различных типов фитнес-программ в коррекции избыточной массы тела женщин юношеского и зрелого возраста. Применяемые физические нагрузки отличались характером нагрузки и наличию/отсутствию компонента коррекции питания. Исследовали антропометрические показатели, И М Т, определяли содержание жировой массы в организме методом калипометрии в динамике 6-месячного тренировочного цикла. Проводили промежуточные исследования: в середине, через 3 месяца от начала тренировочного цикла. В исследовании приняли участие 93 практически здоровые женщины с избыточной массой тела, не имеющие эндокринных заболеваний и противопоказаний к занятиям физической культурой. Выделены группы в зависимости от типа программы (I, II), а также подгруппы (Ia, IIa) в зависимости от возраста: 18–21 год (I и II, n = 17 и n = 17, соответственно) и 36–45 лет (Ia, IIa, n = 30 и n = 29, соответственно). Показана динамика и статистическая значимость различий в группах, проведен сравнительный анализ между группами. Выявлена более высокая физиологическая эффективность программы I, базирующейся на смешанном характере тренировки, многовариантной схеме упражнений с мониторированием и коррекцией характера питания. ...

07 07 2019 19:15:34

МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008–2009 ГГ.

Статья в формате PDF 294 KB...

06 07 2019 13:10:58

ПРИМЕНЕНИЕ СВЕРХПРОВОДНИКОВ В ЭНЕРГЕТИКЕ

Статья в формате PDF 267 KB...

04 07 2019 17:26:46

ГОРМОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ОЖИРЕНИЯ

Статья в формате PDF 112 KB...

01 07 2019 7:55:21

ШИГАРЕВ ВЕНИАМИН МАКСИМОВИЧ

Статья в формате PDF 68 KB...

30 06 2019 8:55:12

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!