ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА > Научные обзоры
IT-Reviews    

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Источник:
Харламова Т.М. Статья в формате PDF 107 KB

Стремительный переход российского общества к новым формам профессиональной деятельности привел к возрастанию потребности различных сфер деятельности в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит высшей школе. На сегодня в отечественной и зарубежной психологической науке сложилось несколько подходов к пониманию феномена профессионального самоопределения и карьерных ориентаций выпускников образовательных учреждений. Почти все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии (Б.Г. Ананьев, 1968; Б.Ф. Ломов, 1975; В.П. Кузьмин, 1982; К.К. Платонов, 1982; В.А. Ганзен, 1984; Богданов, 1987; и мн. др.). Содержание данного определения высвечивает двусторонность явления избрания профессии: с одной стороны в нем присутствует, тот, кто выбирает (субъект), с другой стороны - то, что выбирают (объект). И субъект и объект обладают огромным набором характеристик, чем объясняется неоднозначность рассматриваемого явления (К.М. Гуревич, 1970; В.К. Симентовская, 1985; В.А. Бодров, 2001; Е.М. Иванова, 2003; и др.). Проблема выбора профессии усиливается, когда речь касается вопросов психологической адаптации студентов в новых социально-экономических условиях, новых системах образования, изучения личностных процессов выпускников, связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на том этапе профессионального самоопределения, когда выбор содержания профессионального развития уже совершен, т.е. на этапе обучения в вузе (А.К.Маркова, 1996; А.Д. Кибанов, 1998; Е.Г. Молл, 2000; О.П. Терновская, 2006; и др.).

Целью нашей работы стало изучение особенностей психологической структуры профессионального самоопределения выпускников педагогического вуза. Исследование проводилось на базе математического факультета Пермского государственного педагогического университета. В качестве испытуемых выступили студенты выпускных курсов (50 человек в возрасте от 20 до 23лет).

В сформированный нами диагностический комплекс вошли следующие методики: «Опросник профессиональных предпочтений» (Дж. Холланд), «Изучение факторов привлекательности профессии» (В.А. Ядов), «Ценностные ориентации» (М. Рокич), «Диагностика межличностных отношений» (Лири). Также для выявления причин возможного несоответствия между пониманием профессиональной пригодности, профессионально значимых качеств у работодателей и выпускников вуза нами была разработана анкета. Основное содержание данной анкеты составили пять факторов: уровень социализации личности; нервно-психическая устойчивость личности; познавательная активность, продуктивность мышления; коммуникативная компетентность работника; организаторские способности. В каждый фактор вошли от 7 до 11 компонентов, объединяющих положительные и отрицательные характеристики потенциального работника. Работодателям (руководителя образовательных и коммерческих организаций г. Перми) было предложено выделить те позиции, которые более всего соответствуют их требованиям к профессионалу. Для обработки первичных данных применялись различные методы математической статистики: корреляционный анализ по К. Пирсону, факторный анализ (метод главных компонент) с помощью пакета прикладных программ «Statistica 6.0 for Windows».

Получены интересные данные. Так, согласно психограмме потенциального работника, в числе приоритетных факторов профессиональной пригодности работодатели называют: обязательность (уровень значимости фактора - 19%), доброжелательность (18%), способность к сотрудничеству (17%), чувство юмора (13%), высокую работоспособность (9%), развитый интеллект (9%), инициативность и активность (9%), способность к достижению компромиссов (6%). Следует отметить, что все положительные характеристики потенциальных работников, перечисленные в анкете, были отмечены работодателями как желательные, а все негативные - как нежелательные. Интересно, что в отличие от работодателей, выпускники вуза допускают возможность проявления в профессиональной деятельности негативных качеств.

В целом в ходе исследования было установлено, что профессиональная направленность выпускников имеет сложный многоуровневый характер и частично определяется осмысленностью выбора, а в качестве ее доминирующих мотивов выступают либо материальное благополучие (основной фактор привлекательности деятельности), либо интересная работа. При этом выпускники предпринимательского типа ориентированы на достижение профессиональных успехов, готовы принять позицию лидера, соотносят ее с агрессивностью, авторитаризмом и эгоизмом, способны ради дела пойти на риск. В свою очередь, выпускники конвенционального типа в качестве приоритетных направлений собственного профессионального развития выделяют высокий уровень образования, способность к саморазвитию, уверенность в завтрашнем дне, стабильное материальное положение. При этом их познавательная потребность находится в обратной связи с данными характеристиками. Несомненный интерес, на наш взгляд, представляют данные, подтверждающие тот факт, что при выборе профессии выпускники эгоистического и подозрительного типов признают необходимость жесткой борьбы за рабочее место. При этом они, как и обозначенные выше испытуемые, высоко оценивают материальное благополучие. Компенсаторную функцию при обоих типах отношений выполняют терпимость и интересная работа, а также для эгоистического типа - самоконтроль, для подозрительного типа - свобода. Экспериментально выявленная факторная структура профессиональных потребностей, ценностно-смысловых ориентаций и личностных качеств выпускников включает в себя такие полярные компоненты, как «подозрительность и интересная работа», «дружелюбие и высокие запросы», «исполнительность и уверенность в себе», «авторитаризм - познание». Их наличие указывает на отсутствие интеграции между исследуемыми показателями, т.е. на взаимную компенсацию. В качестве основных признаков привлекательности педагогической деятельности для выпускников педагогического вуза выступают работа в сфере «человек-человек» и возможность саморазвития, а непривлекательности - низкий уровень заработной платы и переутомление.

Полученные в ходе нашего исследования результаты расширяют существующее в психологической науке представление о структуре профессионального самоопределения, дополняют и конкретизируют данные о взаимосвязи ценностно-смысловых аспектов деятельности и профессионально значимых качеств выпускников высшего учебного заведения. На основе выделенных симптомокомплексов профессиональных предпочтений и индивидуально-психологических особенностей выпускников может быть выстроена программа развития качеств личности способствующих овладению предпочитаемой профессией. Апробированные диагностические комплексы могут быть использованы выпускниками вузов на стадии профессионального самоопределения, а работодателями - при подборе персонала.




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БОРТОВОЙ АППАРАТУРЫ АВТОМАТИЧЕСКИХ КА И ВЫРАБОТКИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ

При управлении автоматическими космическими аппаратами ( К А) важной проблемой является обеспечение надежного и оперативного анализа и диагностирования работоспособности бортовых систем. Это позволит своевременно выявить негативные тенденции в работе бортовой аппаратуры и предотвратить их развитие. Наибольшую актуальность проблема приобретает при управлении К А со сложными бортовыми системами, характеризующимися большим объемом телеметрических параметров, а так же при необходимости выдачи командных воздействий непосредственно в сеансах связи. Существующий опыт управления К А показывает, что в ряде случаев только своевременная выдача команд немедленного исполнения позволила обеспечить выполнение программы полета К А [1]. В настоящей работе предлагается общий подход к решению указанной проблемы, основанный на создании адекватных моделей анализа и диагностики функционирования бортовых систем и алгоритмов автоматизированной выработки рекомендаций по воздействию на К А. Ожидается, что использование в практике управления таких моделей и алгоритмов даст возможность существенно повысить эффективность работы аппаратуры, в том числе за счет оперативного устранения возникающих на борту нештатных ситуаций. ...

23 07 2021 6:15:17

ВНЕСЕНИЕ СО2 ЭКСТРАКТА РОЗМАРИНА В ХЛЕБ

Статья в формате PDF 253 KB...

21 07 2021 8:50:54

АНОМАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ ГЕОХИМИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ ЭПИТЕРМАЛЬНОГО ЗОЛОТО-СЕРЕБРЯНОГО ОРУДЕНЕНИЯ ГОРНОГО АЛТАЯ И ГОРНОЙ ШОРИИ

Приведены аномальные структуры геохимических полей ( А С Г П) по вторичным ореолам рассеяния месторождений и проявлений эптермального золото-серебряного оруденения. Оруденение в регионах связано с венд-раннекембийскими и среднедевонскими вулканогенными образованиями. Показаны различные наборы аномальных значений химических элементов в зонах ядерного концентрирования, транзита элементов и фронтальных зонах концентрирования. Оценен условный потенциал ионизации в зональных конструкциях А С Г П, показывающих кислотно – основной потенциал среды минералообразования. Проведен факторный анализ для всех зон А С Г П c показом эллипсоидов изменчивости и факторных нагрузок. ...

17 07 2021 1:33:36

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: КРИЗИС ЧТЕНИЯ

Статья в формате PDF 265 KB...

16 07 2021 3:55:21

О ЗАКОНЕ АРХИМЕДА

Статья в формате PDF 161 KB...

13 07 2021 2:40:46

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ

Статья в формате PDF 241 KB...

11 07 2021 2:54:44

ТЕОРИЯ СТРУКТУРНЫХ ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ LiCO2

Статья в формате PDF 97 KB...

10 07 2021 6:14:19

ФУНКЦИЯ СОСТОЯНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ И ТЕОРИИ ПОЛЯ

В работе показано, что фундаментальные принципы классической механики и теории поля - принцип наименьшего действия и калибровочная инвариантность полей  и  электромагнитного поля - есть прямое следствие существования уже в рамках классической физики функции состояния. ...

08 07 2021 5:29:29

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СПЕРМЫ

Статья в формате PDF 164 KB...

29 06 2021 17:47:44

ПРАКТИКУМ ПО ТАКСАЦИИ

Статья в формате PDF 125 KB...

23 06 2021 4:54:39

МНОГОМЕРНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ КАЗАХСКОЙ ТРАДИЦИИ

В данной статье выделены основные подходы к проблеме человека, сложившиеся в истории казахской традиции и современной казахской философской мысли. По мнению автора, в объяснении феномена человека казахской традицией можно найти ряд толкований, пояснений, отражающих особое внимание к человеку, его духовному миру, самоценности, достоинству, чести. Именно на этой основе казахская национальная традиция получает возможность сосредоточиться на рассмотрении своего видения проблемы отношения человека и мира. ...

18 06 2021 17:26:25

ХАРАКТЕРИСТИКА ОВЦЕВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПО ПОРОДНОМУ СОСТАВУ И ЗОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ РАЗМЕЩЕНИЮ ПОГОЛОВЬЯ ОВЕЦ

Представлены породный состав, структура и концентрация поголовья овец в разрезе природно-экономических зон Республики Тыва. ...

16 06 2021 17:58:44

ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА СТИРКИ НА ОСНОВЕ ВЛИЯНИЯ ПАВ

Статья в формате PDF 106 KB...

15 06 2021 6:22:16

АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА В РОССИИ СЕГОДНЯ

Статья в формате PDF 87 KB...

14 06 2021 18:35:39

РОЛЬ ИММУНОЛОГИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ В ПАТОГЕНЕЗЕ ИНФЕКЦИЙ, ПЕРЕДАВАЕМЫХ ПОЛОВЫМ ПУТЕМ

В результате проведенного исследования установлено, что одними из ведущих патогенетических факторов течения половых инфекций являются нарушения в деятельности иммунной системы. В процессе исследования выявлены изменения в клеточном иммунитете, свидетельствующие о наличии супрессии Т - клеточного звена и наличии диссиммуноглобулинемии. Выявлено, что наиболее выраженные изменения в системе клеточного и гуморального иммунитета обнаружены у больных с хроническим течением инфекционного процесса. ...

13 06 2021 6:49:42

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!