IT-Reviews    

МОДЕЛЬ АДАПТИВНОГО КУРСА ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ)

Кулик А.В. Статья в формате PDF 172 KB Опыт работы показал, что значительная часть первокурсников не готовы изучать общеобразовательные предметы, поэтому возникла необходимость разработки модели адаптивного курса.

Модель как система состоит из следующих компонентов: установочно-целевой, содержательный, технологический, результативно-продуктивный.

Под установочно-целевым компонентом мы понимаем создание адаптивных условий для целенаправленного курса повторения школьного материала по предмету. Это предполагает выделение базовых содержательных линий школьного курса, углубление и расширение которых составляет содержание дисциплины в ВУЗе, с одной стороны, а с другой - развитие общеинтеллектуальных умений студентов, их логического мышления. При этом акцентируется развивающая функция, которая реализуется через конкретное содержание адаптационного курса. Приоритет развивающей функции является практически абсолютным, хотя, безусловно, интеллектуальное развитие учащихся происходит на предметном материале, обеспечивая одновременно с личностным развитием повышение общекультурного уровня и достижение необходимого уровня функциональной грамотности.

Подготовка происходит в специально организованных группах первокурсников и достигается за счет применения совместного уровневого дифференцированного обучения, представляющего целостную систему дополнительных учебных занятий, индивидуальных консультаций и самостоятельной работы, организованных в соответствии с принципом преемственности и технологии уровневой дифференциации.[1] При этом на каждом занятии выделяются: конкретные дифференцированные микроцели, сформулированные в деятельностной форме; краткое содержание учебного материала в соответствии с целями; диагностический материал по выявлению достижения целей; содержание дифференцированных домашних заданий. После проверки на первом занятии уровня развития интеллекта и остаточных знаний по основным содержательным линиям курс школьной математики (два вида тестов) выделяется значительная часть студентов, уровень которых не позволяет без организованной системы дополнительных занятий, освоить программный материал по высшей математике. Опыт показывает, что число таких студентов колеблется на уровне 50 -70 % студентов группы.

Тестирование позволяет выделить «слабых» студентов и проанализировать индивидуальные психологические особенности их неуспешности. Мы выделяем условно три подгруппы студентов:

  1. К первой группе отнесем студентов, которые имеют большие пробелы в «знаниевом» блоке, но удовлетворительный уровень развития общеинтеллектуальных умений, что позволит им достаточно успешно продолжать обучение, при условии, что в процессе адаптивного курса необходимые фундаментальные знания и умения будут усвоены в систематизированном виде.
  2. Ко второй группе отнесем студентов, которые обладают низким уровнем развития учебных и интеллектуальных умений, а вследствие этого даже при их добросовестном отношении к учебе, успешного продолжения без адаптационного курса с усиленной развивающей компонентой невозможно.
  3. К третьей группе отнесем студентов, которые помимо низкого уровня интеллектуальных умений демонстрируют и полное отсутствие мотивации к учебе. Эта категория студентов самая проблематичная, но надо сделать попытки средствами адаптационного курса наметить положительные сдвиги.

Таким образом, адаптивный курс должен быть ориентирован, в первую очередь на развитие логического мышления, правильное восприятие математического материала, а во-вторых, на концентрированное повторение фундаментальных, необходимых для продолжения изучения высшей математики знаний и основных умений.

Помимо учета когнитивного опыта студентов модель предусматривает учет когнитивного стиля, исследование которого опирается на понимание когнитивного конструкта М.Н. Берулава, Г.А.Берулава.

Под когнитивным стилем понимается способ восприятия окружающего мира и той информации, которая поступает извне в мозг, создание собственного образа мира.

В предлагаемой модели организации адаптивной учебно-познавательной деятельности принимается классификация М.Н. Берулава, Г.А.Берулава, которые выделяют 6 видов когнитивных стилей, которые можно объединить в два типа интегральный и дифференциальный. Интегральный тип характеризуется тем, что смысл предъявляемой информации воспринимается как единый смысловой образ. Дифференциальный тип характеризуется тем, что субъект воспринимает информацию, дифференцируя ее на множество отдельных объектов. Каждый из этих типов имеет виды: теоретический, деятельностный, эмоциональный.

На основе педагогической диагностики когнитивных стратегий строится индивидуальная образовательная траектория, учитывающая особенности усвоения внешней информации и обусловливающая логику изложения учебного материала. Учащимся с когнитивным интегральным стилем лучше воспринимается информация, изложенная по принципу «от целого к частям», от «общего к частному» (содержательная интеграция). Для обучающихся с диференциальным когнитивным стилем оптимальным для усвоения является вариант с противоположной логикой представления информации (линейной). Таким образом, каждому студенту, включенному в работу по адаптации, присваивается (абстрактно) пара индексов, первый индекс означает номер группы по «когнитивному опыту», второй индекс означает «тип когнитивного стиля». Например, пара (2д) означает, что студент Х обладает низким уровнем общеинтеллектуальных умений с одной стороны, а с другой стороны, его индивидуальный когнитивный тип - дифференциальный, т.е. предлагаемые ему для работы карточки должны быть с ярко выраженной развивающей функцией, причем задания должны строится по схеме «от частного к общему».

Содержательный компонент модели адаптивного курса характеризует взаимосвязь интеллектуальных умений студента с усваиваемым базовым содержанием предмета, причем акцентируется прикладной характер знаний, межпредметные и внутрипредметные связи. Сформулированные цели и содержание адаптивного курса требуют обновления методов структурирования учебного материала. Наиболее эффективна система укрупнения дидактических единиц (УДЕ). Именно в методике математики и других естественных дисциплинах идея УДЕ оказалась наиболее разработанной.[2] Объясняется это тем, что сама математика (и естественно-научные дисциплины) отличается от гуманитарных учебных предметов большей взаимосвязью понятий, фактов, методов, их систематизацией, уровнем обобщения, наличием аналогий, т.е. всего того, что наполняет содержание понятия укрупнения дидактических единиц. Поэтому естественно структурировать содержание адаптивного курса, основываясь на идее УДЕ, так как при этом выполняются требования быстрого и эффективного повторения учебного материала.

В дидактике УДЕ рассматривается с позиций обобщения и систематизации знаний. Д.Б. Эльконин отмечал, что усвоение большого количества информации за одно и то же время возможно только путем укрупнения единиц усвоения, которое происходит посредством теоретических обобщений и их систем. В теории познания сложных систем укрупнение рассматривается, как общенаучная категория, оно помогает кратчайшим способом получить существенную часть информации о сложной системе. Укрупнение означает способ рассмотрения системы в более крупном плане, построение простой модификации объекта, которая сохраняет свойства последнего. Механизмом осуществления укрупнения является обобщение, а методом и средством - упрощение, которое преобразует систему с понижением сложности. Идея укрупнения находит свое отражение во многих областях науки, но ее осознание как дидактической проблемы произошло в трудах П.М.Эрдниева. Его теория УДЕ представляет систему крупноблочного построения учебного материала, ядром теории является положение об укрупненном подходе к организации содержания материала, согласно которому, рассматривая взаимосвязи и взаимопереходы, следует выделить крупными блоками целостные группы родственных единиц .

Термином УДЕ означают совокупность следующих характеристик: Совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, теорем и т.п.; Единство процессов составление и решения задач (уравнений, неравенств и т.п.); Рассмотрение во взаимосвязях определенных заданий (деформированных упражнений); Обращение структуры упражнений; Выявление природы математического знания, достижение системности; Реализация принципа дополнительности в системе упражнений.[3] (с.7).

Анализ многих учебников позволяет утверждать, что хотя задачи любой из тем связаны предметным содержанием, но деятельностные связи между их решениями в основном отсутствуют, каждая задача воспринимается «как новая». Не акцентируется неоспоримый факт, что использование зависимости одного решения от другого облегчает процесс решения каждой задачи и усвоение метода целиком. Использование блоков задач актуализирует усвоенные действия, приводит их к постоянному применению в новых ситуациях, в сочетаниях с различными другими способами деятельности. Таким образом, естественно происходит повторение изученного как бы «без повторения». Поэтому в адаптивном курсе именно таким способом предлагается решать проблему повторения базисных знаний и необходимых умений.

Но помимо эффективного повторения способом УДЕ решается и проблема развития общеинтеллектуальных умений, так как укрупнение действий основывается на логических операциях. Это проявляется в блоках задач, составленных на такой основе:

  • Каждая последующая задача расширяет предшествующую, т.е. решение последующей непосредственно опирается на решение предыдущей, дополняя ее новыми действиями;
  • Любые две соседние задачи могут быть взаимообратными друг другу;
  • Любая последующая задача может быть противоположной для предыдущей, либо ее обобщать, либо быть аналогом.

Конструирование блоков опирается на методические приемы: рассмотрение аналогов; обобщение и конкретизация задач; замена требования задачи другим требованием; обращение задачи; построение противоположной задачи; рассмотрение цепочки «основная задача - вспомогательные задачи»; построение блока задач на основе одной ситуации.

Следовательно, при построении содержания на основе УДЕ могут быть реализованы и развивающие цели, и образовательные цели курса. Технологический компонент модели определяет выбор форм организации учебно-познавательной деятельности студентов, методов, приемов и системы средств обучения, при которых реализуем интегративно- дифференциальный подход.

Особенностью данного компонента модели является применение для организации содержания его модульного представления на основе УДЕ, а следовательно, систематическое чередование в каждом модуле обучения, взаимообучения, самообучения, рейтинг- контроля, самоконтроля, индивидуального, группового, фронтального способов организации учебно-познавательной деятельности с акцентом на индивидуальные. Интегрально-дифференцированный модуль презентируется студенту в виде набора информационных карт на бумажных носителях, либо с помощью компьютерных программ. Эффективность такой организации учебного процесса заключается, прежде всего, в приучении к самостоятельной учебной деятельности; позволяет выдавать наборы карточек, соответствующих паре индексов студента, осуществляя индивидуальный подход; учитывает обратную связь «студент - преподаватель», что позволяет корректировать процесс и вести рейтинг- контроль.

Традиционно в дидактике выделяют три уровня усвоения знаний: минимальный, основной, углубленный, что соответствует трем видам учебной деятельности: репродуктивному, конструктивному и творческому. В организуемой нами работе со «слабыми» студентами потребностей в составлении карточек третьего уровня особой необходимости нет, поэтому надо предусмотреть только набор дополнительных заданий по задачам модуля.

Методы обучения и формы организации учебного процесса являются основой методической системы преподавателя. В установочно - целевом компоненте уже описывался наш подход к учету когнитивных стилей студентов, поэтому определим методы обучения наиболее предпочтительные для каждого из типов. Если студент обладает интегративным когнитивным стилем (теоретическим, деятельностным или эмоциональным), то предпочтение в логике изложения отдается дедуктивным методам. Такая логика требует перехода от рассмотрения общего типового к частным случаям. Такое обучение по логике развертывания информации, подлежащей усвоению, английский психолог Д.Норман назвал «паутинным» обучением. Для дифференциального стиля (теоретического, деятельностного или эмоционального) наиболее предпочтительными являются методы индуктивные, реализующие логику раскрытия учебного материала от частного к общему, линейно через обобщение к целостному образу объекта. При этом надо иметь в виду, что в карточках такого вида должно быть представлено значительное число частных случаев, чтобы было достаточно примеров для синтезированного вывода.

По характеру познавательной деятельности методы характеризуют глубину усвоения информации, они характерны для всех типов когнитивных стилей, наиболее предпочтительны для адаптационного курса репродуктивные методы, которые сопровождаются применением конструктивных методов. Так как курс краткосрочный (не более двух месяцев), собраны студенты с минимальным уровнем знаний, то применение квазиисследовательских методов считаем преждевременным.

По способу управления методы организации познавательной деятельности традиционно делятся на фронтальные (под руководством преподавателя), групповые (под руководством лидера) и самостоятельные. Комбинации этих форм рекомендуются при всех когнитивных стилях. Но, прежде всего, подчеркнем, что методическая помощь преподавателя должна быть вариативной, для выделенных трех групп студентов по уровню когнитивного опыта помощь должна быть именно для третьей группы, они более всего нуждаются во внешнем руководстве. Основными методами организации учебной деятельности являются методы самостоятельной работы, поскольку одним из главных признаков модульной технологии используемой в адаптационном курсе является самостоятельная работа по усвоению учебных модулей основанных на УДЕ.


[1] Берулава М.Н. Технология индивидуализации обучения на основе учета когнитивного стиля. Бийск, 1996.

[2] Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. М., 1986.

[3] Там же




Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ДЛИНУ ШИШКИ УРАЛЬСКОЙ ЕЛИ

Применен метод дисперсионного анализа для изучения силы влияния различных комплексных природных факторов на изменчивость длины шишки ели сибирской, произрастающей в Уральской лесорастительной провинции. Показано, что наибольшее влияние на изменчивость длины шишки в этом районе имеют индивидуальные особенности деревьев, долгота местности и высота над уровнем моря. ...

20 02 2020 18:32:20

ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ: АССОЦИАЦИЯ ГЕНОТИПА ПО ЛОКУСУ TAG 1A DRD2

В работе впервые приведены сведения об особенностях аудиогенной чувствительности и поведения в «открытом поле» двух групп крыс, гомозиготных по локусу TAG 1A DRD2. ...

18 02 2020 5:47:50

ОЦЕНКА МЕСТНЫХ ЗАЩИТНЫХ РЕАКЦИЙ ПРИ ПЕРИТОНИТЕ

Статья в формате PDF 111 KB...

13 02 2020 6:15:54

ТЕОРИЯ СТРУКТУРНЫХ ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ LiCO2

Статья в формате PDF 97 KB...

06 02 2020 12:36:13

Сведенцов Евгений Павлович

Статья в формате PDF 294 KB...

03 02 2020 6:15:52

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ

Одной из важнейших проблем современной перинатологии является прогрессирующий рост инфекционной патологии у плода и новорожденного. Целью данной работы являлась комплексная ультразвуковая оценка фето-плацентарной системы у беременных с высоким инфекционным индексом для прогнозирования степени тяжести внутриутробного инфицирования у новорожденного. Обследовано 123 беременных в сроке гестации 30-36 недель. В зависимости от тяжести состояния все новорожденные ретроспективно были разделены на 4 группы. В контрольную (1 группа) вошли новорожденные от матерей с неосложненной беременностью, состояние ребенка при рождении удовлетворительное. В основную (1 – 4 группы) вошли новорожденные от матерей с высоким инфекционным индексом, с локальными или генерализованными проявлениями внутриутробной инфекции. В результате проведенного исследования выявлены эхографические маркеры амнионита, плацентита и собственно инфекционного поражения плода, которое наиболее значимо для прогнозирования рождения ребенка с В У И. Патологические показатели биофизической активности, допплерометрия отражают системные нарушения в состоянии плода, его дисстресс. Таким образом, чем больше эхографических маркеров внутриутробного инфицирования встречается у плода, тем более вероятно рождение ребенка с признаками В У И. ...

01 02 2020 13:54:11

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГОНАГРУЗКАМИ

Статья в формате PDF 122 KB...

30 01 2020 11:54:35

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ

Статья в формате PDF 328 KB...

28 01 2020 13:16:16

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОЙ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗНАНИЙ

Рассматривается проблема организации продуктивной умственной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений в системе дидактических принципов современной педагогики. Анализ принципов показывает, что отечественная дидактика в большой мере сохраняет черты традиционной модели обучения и недостаточно учитывает психологическую природу мышления и закономерности продуктивной умственной деятельности при разработке принципов обучения. Выделены основополагающие принципы организации продуктивной умственной деятельности на основе закономерностей развития знания и процесса познания, психологических закономерностей мышления. ...

25 01 2020 3:17:18

К ВОПРОСУ О ДОСТУПНОСТИ ЖИЛЬЯ В ГОРОДЕ ВЛАДИВОСТОКЕ

Статья в формате PDF 100 KB...

23 01 2020 11:18:44

МАГНИТНЫЕ ПОДРЕШЕТКИ, ИНДУЦИРОВАННЫЕ КАТИОННЫМИ ВАКАНСИЯМИ (НА ПРИМЕРЕ ФЕРРИМАГНИТНОГО ПИРРОТИНА)

На основе анализа s-d обменного взаимодействия в структурах типа NiAs с частично вакантными катионными позициями, моделировались различного рода зависимости результирующей намагниченности от температуры нестехиометрических ферримагнетиков. На основе исследований пирротина методами Я Г Р и Р Ф А доказано, что двухподрешеточный ферримагнетик, содержащий в структуре катионные вакансии, должен рассматриваться, при определенном типе распределения вакансий, как ферримагнетик с четырьмя магнитными подрешетками. В данном случае, дополнительные магнитные подрешетки можно рассматривать как подрешетки, индуцированные характером распределения катионных вакансий в структуре. Квантово-механические расчеты в рамках модели молекулярного поля температурных изменений намагниченности отдельно для каждой из подрешеток, а также анализ результирующей термокривой намагниченности, объясняют ряд экспериментально полученных кривых зависимости намагниченности от температуры нестехиометрического пирротина с различной плотностью вакансий в структуре. ...

14 01 2020 22:24:12

СИЛЬМАН ГРИГОРИЙ ИЛЬИЧ

Статья в формате PDF 83 KB...

13 01 2020 5:42:43

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СПИННОМОЗГОВОЙ ЖИДКОСТИ

Статья в формате PDF 164 KB...

12 01 2020 8:29:59

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМАЛИЗОВАННОМ ВИДЕ

Представлена система управления в формализованном виде, что облегчает анализ свойств системы, позволяет намечать пути ее совершенствования. ...

10 01 2020 12:58:52

СОСТОЯНИЕ ЗВЕРОВОДСТВА В ЯКУТИИ

Обзор состояния кормления и причин падежа молодняка лисиц в  О О О « Покровское зверохозяйство» Республики Саха ( Якутия) в 2010 г. ...

09 01 2020 2:14:46

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ КАК НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

В статье доктора искусствоведения профессора Саратовской консерватории, члена-корреспондента Российской академии естествознания даётся обоснование нового научного направления – универсального искусствознания, целью которого является комплексное исследование художественного процесса с вовлечением всех видов искусства в их глобальном охвате, а также построение художественной картины мира как особого рода исторической памяти. ...

04 01 2020 14:10:55

СТОЛЯРОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья в формате PDF 139 KB...

27 12 2019 10:45:25

СИМФОНИЯ УРОКА

Статья в формате PDF 142 KB...

26 12 2019 2:17:10

Хирургическое лечение острого холецистита

Статья в формате PDF 125 KB...

24 12 2019 7:43:27

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ИНТЕЛЛЕКТА УЧАЩИХСЯ

Умелое использование сокровищницы мировой культуры, достойное место в которой занимают поэтические и художественные произведения М. В. Ломоносова, М. И. Алигер, И. В. Гёте, И. А. Ефремова, К. Г. Паустовского, в педагогической практике обеспечивает эффективное развитие естественнонаучного интеллекта и формирование мировоззрения школьников. ...

18 12 2019 12:34:57

ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ПРОБЛЕМЫ МОРФОРОЛИИ»

Статья в формате PDF 86 KB...

16 12 2019 14:25:15

ПЕРСПЕКТИВЫ ДИАГНОСТИКИ И ПРОФИЛАКТИКИ ОПУХОЛЕЙ ЯИЧНИКОВ

Предложен арсенал эмбриональных белков – потенциальных маркеров опухолей яичников. Испытано более десятка новых эмбриональных белков, но строго специфичного белка для диагностики опухолей яичников не обнаружено; наиболее перспективным маркером остается С О В А-1. Достойное внимание уделено особенностям эволюции и механизму раннего распространения опухолевого процесса. Обсуждается роль беременности – как средства профилактики опухолевого заболевания яичников. В работе предпринята попытка осмыслить истоки и логику заболевания. ...

13 12 2019 14:31:40

ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 239 KB...

11 12 2019 20:30:22

СУБТРОПИЧЕСКИЕ РАСТЕНИЯ ФЛОРЫ КАВКАЗА

Статья в формате PDF 121 KB...

08 12 2019 6:31:48

ПЕСНЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья в формате PDF 123 KB...

07 12 2019 3:51:47

ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ПОЛУЧЕНИЯ ФИЦИН-СОДЕРЖАЩЕГО СЫРЬЯ

Статья в формате PDF 124 KB...

04 12 2019 3:25:20

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ ГЭРБ

Статья в формате PDF 140 KB...

02 12 2019 7:18:45

ВОЗМОЖНОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ И ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ ИНФРАКРАСНОЙ СПЕКТРОСКОПИИ ПЛАЗМЫ КРОВИ

Целью исследования является оценка возможности ранней дифференциальной диагностики доброкачественных и злокачественных опухолей опорно-двигательной системы с помощью инфракрасной спектроскопии плазмы крови. При этом бралась венозная кровь из локтевой вены у контрольной группы пациентов с заранее установленным диагнозом существующими методами, после чего выделялась плазма. Исследуемая плазма крови помещалась в жидкостную кювету. Спустя 1,5-2 часа исследуемая кювета помещалась в И К– Фурье- спектрометр. Снимался спектр пропускания плазма крови. Вычислялся коэффициент пропускания по данным снятых спектров. Затем рассчитывались коэффициенты объемного поглощения. В процессе экспериментов нами был вычислен статистически значимый уровень β = 700 см–1, ниже которого находились значения, соответствующие доброкачественным опухолям, выше- злокачественным опухолям. ...

30 11 2019 12:56:34

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫМИ РЯДАМИ ФУРЬЕ

Статья в формате PDF 648 KB...

29 11 2019 1:45:12

МЕДИЦИНСКАЯ ПИЯВКА (HIRUDO MEDICINALIS L.) В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Медицинская пиявка (Hirudo medicinalis L.) относится к классу пиявок (Hirudinea) подклассу настоящих пиявок (Euhirudinea) отряду челюстных пиявок (Ghathobdellidae), роду Hirudo. Более 30 веков она использовалась человеком как лечебное средство. В России велик опыт клинического применения пиявки (гирудотерапия), его расцветом считаются 18-19 века, когда по экспорту пиявки Россия занимала место, равное злаковым культурам, что являлось существенной статьей дохода государственной казны. В статье показаны оптимальные условия среды для обитания медицинской пиявки и возможные лимитирующие факторы ее распространения и численности. Сегодня основной причиной снижения численности пиявки в Краснодарском крае является антропогенный фактор. Так браконьерский вылов Hirudo medicinalis привел к сильному подрыву ее популяции в большинстве районов Краснодарского края, по сравнению с серединой 90-х годов, ее численность снизилась до 10 раз. В 2002 г. губернатором Краснодарского края А. Н. Ткачевым было выпущено постановление №955 « Об изучении и сохранении медицинской пиявки на территории Краснодарского края». Важным условием сохранения медицинской пиявки в нашем крае является введение запрета на ее вылов на территории Ростовской области, куда в последнее время сместились рынки нелегальной торговли пиявкой. Идеальным вариантом стал бы запрет на ловлю пиявки во всем Южном федеральном округе и принятие коллективных мер по ее охране. ...

25 11 2019 14:25:54

Признаки конкурентоспособности инженера

Статья в формате PDF 264 KB...

21 11 2019 16:54:39

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Статья в формате PDF 110 KB...

12 11 2019 5:24:15

ИТЕРАЦИОННЫЙ МОДУЛЯРНЫЙ ДИЗАЙН ДВУМЕРНЫХ НАНОСТРУКТУР

В данной работе предложена эволюционная модель формирования двумерных структур. Определены алгоритмы формирования структур в априори структурированном двумерном пространстве путем заполнения его в соответствии с определенными эволюционными правилами. ...

05 11 2019 23:11:59

ЮРЬЕВ АЛЕКСАНДР ГАВРИЛОВИЧ

Статья в формате PDF 320 KB...

03 11 2019 5:41:57

ПЕРСИСТЕНТНЫЕ СВОЙСТВА МИКРОФЛОРЫ КОЖИ И КИШЕЧНИКА

Статья в формате PDF 111 KB...

02 11 2019 9:28:24

КЛИМАТ И РЕКРЕАЦИЯ

Статья в формате PDF 253 KB...

26 10 2019 23:18:15

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Статья в формате PDF 199 KB...

25 10 2019 8:51:41

ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

В статье дано определение техническому состоянию техники, представлены виды технических состояний и процессы изменения технического состояния при эксплуатации. Бытовая техника при эксплуатации может принимать исправное и неисправное состояние, а также работоспособное и неработоспособное состояние. Показана взаимосвязь видов технических состояний в виде графа переходов технических состояний, позволяющий проводить технологию восстановления работоспособности техники. Определен порядок восстановления бытовой техники и сформулирован критерий отказа техники. Рассмотрены признаки восстановления бытовой техники по отношению к восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. Показано, что к невосстанавливаемой технике относится техника, нахоящаяся в предельном состоянии или в результате ресурсного отказа. Рассмотрены признаки предельного состояния для восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. ...

23 10 2019 18:38:47

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ, ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ И ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА НА ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА В ШИНЕ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ

Исследованы вопросы влияния давления, относительной влажности и температуры атмосферы на давление воздуха в шине 175/70R13 легкового автомобиля В А З на основании данных Г У « В Н И И Г М И- М Ц Д» по постам (станциям) о температуре воздуха, относительной влажности и атмосферном давлении на уровне станции по природно – климатическим поясам России. Вопросы влияния климатических характеристик на давление в автомобильных шинах рассмотрены для летнего периода, который является наиболее нагруженным в году периодом в плане эксплуатации автомобиля. Исследования выполнены методом случайной выборки с использованием данных срочных наблюдений по постам Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Изменения давления в шине в течение рабочей смены значительно влияют на управляемость, надежность и экономическую эффективность эксплуатации автотранспорта. ...

22 10 2019 3:31:44

ИСЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ КОТЕЛЬНОГО АГРЕГАТА ТП-13/В, РАБОТАЮЩЕГО НА ПРИРОДНО-ДОМЕННОЙ СМЕСИ ГАЗОВ

В статье отражен анализ работы котельного агрегата Т П-13/ В, работающего на смеси природного и доменного газов, выявлены основные недостатки его работы. Также предложены мероприятия, позволяющие повысить эффективность котельного агрегата и решить некоторые проблемы, связанные с его работой. Рассмотрена целесообразность внесения предложенных изменений. ...

15 10 2019 6:56:29

ИЛЬМУШКИН ГЕОРГИЙ МАКСИМОВИЧ

Статья в формате PDF 293 KB...

08 10 2019 13:14:27

Развитие стекловидного тела глаза человека

Статья в формате PDF 111 KB...

06 10 2019 2:34:21

АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Обучение взрослых дипломированных специалистов существенно отличается от обучения студентов. Если на додипломном уровне приемлема педагогическая модель обучения с доминантой обучающего, то на этапе же последипломного образования необходимо руководствоваться продуктивной андрагогической моделью обучения. Её главный постулат: обучающийся – ведущее звено в процессе образования. Исходя из этого, в течение ряд лет мы используем методику психологического типирования личности американского исследователя Д. Кейрси. И на основании выявления уровней подготовки, психофизиологических и личностных особенностей обучающихся практикуем деловые игры, мастер-классы, создание взрослыми обучающимися порт-фолио непосредственно на рабочем месте. Результаты положительные. ...

29 09 2019 19:25:21

ПРОБЛЕМА ДУХОВНОГО ОПЫТА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА

В данной статье раскрывается содержание таких понятий, как духовность и религиозность. Анализ названных понятий проходит в контексте рассмотрения самопознания в качестве особого вида деятельности человека. Автором также предлагаются критерии, согласно которым человек может определять степень развития своего сознания. ...

25 09 2019 4:33:12

ВЛИЯНИЕ ТЕХНОГЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТАЕЖНЫХ ЛАНДШАФТОВ НА СООБЩЕСТВА МЕЛКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ

Рассматриваются показатели видового разнообразия мелких млекопитающих в зоне влияния алмазодобывающей промышленности Западной Якутии. Исследования проводились на территории двух крупных промышленных узлов – Мирнинского (среднетаежная подзона) и Айхало- Удачнинского (северотаежная подзона). Отработано около 7040 конусо-суток, 4700 ловушко-суток и отловлено 1920 экз. мелких млекопитающих, относящихся к 17 видам. Отмечено, что при масштабных преобразованиях ландшафтов, характерных для деятельности предприятий горнодобывающей промышленности, происходят изменения состава сообществ и популяционных параметров мелких млекопитающих, что свидетельствует о пессимизации среды обитания. Причем негативные трансформации более резко выражены в пределах северотаежной подзоны. ...

24 09 2019 4:59:52

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!