ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТЕХНОЛОГИИ ЭКСПЕРТНО-ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ > Научные обзоры
IT-Reviews    

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ТЕХНОЛОГИИ ЭКСПЕРТНО-ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ

Источник:
Швецова Н.А. Статья в формате PDF 129 KB В условиях наступающего общества знаний в XXI веке возникла острая необходимость готовить высококвалифицированных специалистов, способных к непрерывному профессиональному росту, инновациям и мобильности в изменяющемся мире в условиях широкой информатизации общества, руководствующихся мотивами ответственности в собственной жизни.

На качество подготовки специалистов в вузе влияет базовая подготовка абитуриентов. Поэтому большую помощь в этом вопросе оказывает ЕГЭ, по результатам которого возможно произвести объективное отсечение тех, чья базовая подготовка на момент проведения этого испытания не позволяет рассчитывать на успешное освоение испытуемым какой-либо программы высшего образования с минимальным удовлетворительным качеством. Участвуя в качестве эксперта в проверке работ школьников и абитуриентов, сдававших ЕГЭ по физике, могу отметить высокое качество составленных заданий (из тех, которые проверяла). В них проверяется не только фактическое знание материала, но и умение логически мыслить, производить обоснованный альтернативный выбор, наличие элементов системного мышления.

Основная задача педагогики высшей школы - спроектировать оптимальный процесс обучения и воспитания студентов и управление им. Этот процесс является открытой динамической системой. Она включает четыре основных блока, характерных для любой сложной системы. Ее входные параметры задают потенциальные возможности, уровень их реального развития, особенности темперамента, структуру мотивационной сферы, базовые знания, умения и навыки по выбранной специальности для каждого первокурсника. Выходными параметрами являются конкретные знания, умения и навыки, уровень развития когнитивных и других способностей, необходимых для успешной самореализации выпускника и гармоничного взаимодействия его с природой и обществом. Контролирующий блок, оценивает, насколько достигнутое к данному моменту состояние обучаемого отличается от запланированного. Управляющий модуль определяет методы воздействия, необходимые для перехода системы (включая каждого ее элемента, т.е. студента) от исходного состояния к финальному состоянию.

Учебная деятельность в вузе в широком смысле направлена на уточнение, обогащение или корректировку в ходе познавательных действий исходного образа мира, сложившегося у каждого студента задолго до поступления его в данный вуз. Эта работа очень тонкая. Многолетнее исследование автором уровня эмоционального выгорания студентов в сопоставлении с их потенциальными возможностями и их реальным воплощением показали крайне неблагополучное состояние в этой сфере.

Учебная деятельность включает в себя ряд специфических действий по усвоению учебного материала, его обработке и контролю [1], [2]. В процессе учения наряду с предметными знаниями важно научить студента учиться. Исследования сотрудниками школы С.Д. Смирнова установлено, что до 70 % первокурсников не используют приемы систематизации учебного материала. Это и сегодня проблема для многих вузов.

Научное познание действительности с каждым годом расширяется, постоянно увеличивается объем информации, что находит отражение в объеме содержания образования. Поэтому в вузе много внимания уделяется предметным знаниям. Однако многочисленные ошибки при решении учебных и производственных задач лежат в области недостаточной логической подготовки, связаны с крайне слабыми навыками планирования и контроля собственной деятельности. Этим вопросам пока еще уделяется мало внимания в условиях классического поточного обучения.

На наш взгляд избавиться от перечисленных недостатков помогает технология компьютерной экспертно-обучающей системы [3], содержащая входные и текущие параметры каждого обучаемого, многоуровневую систему учебных заданий и сценариев обучения, благодаря чему обеспечивается индивидуализация обучения и тщательно контролируется степень приближения каждого обучаемого к поставленным целям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986.
  2. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.
  3. Швецова Н.А. Структура компьютерной экспертно-обучающей системы //Материалы II научно-практической конференции. с международным участием «Актуальные проблемы подготовки кадров для регионов». Т. 2. - Краснодар, - 2004.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


ЛЕД И ЛЕДНИКИ

Статья в формате PDF 279 KB...

19 07 2021 10:58:50

Организация системы адаптации человека в онтогенезе

Статья в формате PDF 104 KB...

18 07 2021 15:45:25

СПАМ-ФИЛЬТРЫ И БЛОКИРАТОРЫ

Статья в формате PDF 276 KB...

17 07 2021 3:17:20

СТРУКТУРА ВИРУСНОЙ ПАТОЛОГИИ ЛОР-ОРГАНОВ

Статья в формате PDF 277 KB...

11 07 2021 9:35:54

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА У БЕЛОЙ КРЫСЫ

Статья в формате PDF 297 KB...

08 07 2021 23:52:47

ШИГАРЕВ ВЕНИАМИН МАКСИМОВИЧ

Статья в формате PDF 68 KB...

05 07 2021 16:20:39

КОНФОРМАЦИОННАЯ ИЗОМЕРИЗАЦИЯ МЕТИЛБОРНОЙ КИСЛОТЫ

Статья в формате PDF 127 KB...

02 07 2021 1:43:45

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ АКТИВАЦИИ ВОДЫ

Статья в формате PDF 91 KB...

19 06 2021 22:53:20

СЕТЕВЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЁРА

Статья в формате PDF 423 KB...

18 06 2021 22:52:33

CHYTRIDIOMYCOSIS У ЛИЧИНОК RANA ARVALIS NILSSON НА СРЕДНЕМ УРАЛЕ

На основании диагностических признаков приводятся доказательства, указывающие на то, что Chytridiomycosis существует в популяциях Rana arvalis на Среднем Урале. Показана методика обнаружения заболевания по аномалиям ротового аппарата личинок и отслеживания динамики частоты встречаемости его в популяции. В экстремальных условиях инфекция поражает ослабленных и ведет к их выбраковке, что приводит к ускорению адаптации популяции в целом в быстро изменяемой среде. ...

17 06 2021 23:48:37

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 248 KB...

16 06 2021 10:16:14

ГАЗИФИКАЦИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ТОПЛИВ И БИОМАСС

В последние годы для сжигания как традиционных топлив, так и биомасс различного происхождения широко применяются газификационные технологии. Газификация чаще всего производится в кипящем слое при недостатке окислителя. Конструкции установок по газификации различных топлив отличаются, но не принципиально. Также близкими оказываются и параметры генераторного газа. Необходимо развитие установок и технологий по совместной переработке различных топлив. ...

10 06 2021 16:36:20

КРАСОТА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ

Статья в формате PDF 339 KB...

09 06 2021 14:37:50

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!