IT-Reviews    

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЛИАЛЕ ВУЗА

Затонский А.В. Варламова С.А. Построена математическая модель системы управления качеством образования филиала ВУЗа с учетом влияния внешних информационных связей, проведена оценка критерия качества и улучшения внешних связей вследствие внедрения информационной системы. Статья в формате PDF 213 KB

1. Постановка задачи

В современном мире проблема качества образования приобрела общепризнанную актуальность [1]. Считается, что качество образования складывается из двух основных характеристик: соответствия результатов требованиям и качества самого процесса образования. Но ни одно учебное заведение не может функционировать без связей с внешними окружающими объектами. Филиал высшего учебного заведения не является исключением. Моделируя деятельность филиала ВУЗа, можно выделить две составляющие: взаимодействие между внутренними подразделениями ВУЗа, и взаимодействие филиала ВУЗа с внешними объектами. Данная работа посвящена рассмотрению второй составляющей.

К внешним объектам можно отнести:

  • головной ВУЗ - высшее учебное заведение, подразделением которого является филиал;
  • общество - предприятия и организации, в т.ч. спонсорские, с которыми заключаются всевозможные договора: на прохождение практик, на поставку оборудования и программного обеспечения и на многое другое, а также кадры, абитуриенты, выпускники филиала ВУЗа и отчисленные из ВУЗа;
  • другие филиалы ВУЗов в пределах ограниченного территориально-экономического комплекса, учреждения базового профессионального образования (БПО), начального профессионального образования (НПО), школы.

При взаимодействии с внешними объектами появляются входные и выходные информационные потоки, которые проиллюстрированы в таблице 1.

Таблица 1

Внешний объект

Входные
информационные
потоки

Выходные
информационные
потоки

Головной ВУЗ

Приказы головного ВУЗа филиалу (X)

Переводы студентов (Y)

Отчеты головному ВУЗа от филиала (Z)

Переводы студентов (Y)

Общество

Спонсорская помощь (C)

Различная документация (D)

Социальный заказ (V)

Возможности прохождения практик (B)

Поступление на работу (M)

Качество абитуриентов (K)

Программы практик (G)

Увольнения (H)

Отчисление (L)

Выпуск (Q)

Другие филиалы, БПО, НПО, школы

Взаимодействие филиалов ВУЗов и других образовательных учреждений (А)

Взаимодействие филиалов ВУЗов и других образовательных учреждений (A)

Каждый информационный поток оказывает влияние на несколько подразделений и процессов внутри филиала ВУЗа. Пример влияния потока «приказы головного ВУЗа» представлен на рис. 1.

Рис. 1. Влияние входного информационного потока «Приказы головного ВУЗа» на структурные подразделения филиала ВУЗа

Влияние «потока абитуриентов» показано на рис. 2. C потоком абитуриентов работают только два структурных подразделения учебного заведения - это приемная комиссия и кафедры. Приемная комиссия осуществляет прием пакета документов, необходимых для поступления от абитуриентов, проводит вступительные экзамены для всех форм обучения и готовит приказ на зачисление студентов. Кафедры в течение учебного года ведут профориентационную работу в различных учебных заведениях (школах, техникумах, училищах и т.д.).

Рис. 2. Взаимодействие «Потока абитуриентов» и структурных подразделений ВУЗа

Если проанализировать взаимодействие между различными учебными заведениями (рис. 3), можно также сделать вывод, что в ходе своей профессиональной деятельности практически все структурные подразделения учебных заведений активно взаимодействуют.

Рассмотрим в качестве примеров влияние некоторых внешних информационных потоков на качество образования: потока абитуриентов и качества связей между учебными заведениями.

2. Поток абитуриентов

Деятельность учебного заведения не может осуществляться без абитуриентов, которые являются частью общества. В свою очередь, ВУЗ формирует факторы, которые влияют на интерес абитуриентов к учебному заведению, например: список специальностей, правила приема, условия обучения, условия проживания, профориентация и т.д.

Рис. 3. Взаимодействие разных учебных заведений с подразделениями филиала ВУЗа

Одной из составляющих качества высшего образования является качество абитуриентов ВУЗа, которое формируется в результате не одномоментного, а продолжительного взаимодействия общества и ВУЗа.

ВУЗ определяет условия поступления, обучения, приема задолженностей и выпускных работ, которые являются факторами для процесса принятия решения о подаче документов в этот ВУЗ. Эти факторы не являются постоянными. На их перечень и содержание влияет общество через отрицательную обратную связь (стрелка № 4 на рис. 4): чем менее подходящими для родителей и выпускников школ представляются сформированные ВУЗом факторы, тем меньшее количество выпускников будет рассматривать вопрос о поступлении в этот ВУЗ. Под влиянием изменения качества абитуриентов ВУЗ оказывается вынужден корректировать факторы. Например, большой поток абитуриентов из других населенных пунктов ставит перед учебным заведением вопрос об открытии общежития.

Эти же факторы влияют и на качество абитуриентов. Например, для привлечения более способных студентов перед началом приемной комиссии проводятся различные олимпиады внутри ВУЗа, победители которых имеют преимущества при зачислении и т.д.

Рис. 4. Взаимодействие абитуриентов и учебных учреждений

В современном мире информационных технологий практически ни один ВУЗ не обходится без информационной системы, которая способна обеспечить повсеместную доступность факторов, формирующих общественное предложение, т.е. способствующих ориентации абитуриентов. Таким образом, увеличивается информированность (I) общества и увеличивается поток абитуриентов (P), который:

1. Пропорционален степени соответствия факторов ожиданиям (s1) в положительной степени, при условии хорошей информированности общества:

                                                     (1)

2. Пропорционален степени риска (s2) в отрицательной степени в условиях плохой информированности общества:

                                       (2)

Решение выбрать тот или иной ВУЗ принимается чаще логически, чем эвристически, это свойство человека обдумывать поступки, имеющие для него большое значение. Для принятия решения на основе логических выводов необходимо, чтобы у человека создалось ощущение учета им достаточной совокупности факторов, иначе говоря, невозможно логически принять решение при I Imin, где Imin - информированность, обеспечивающая чувство уверенности в достаточной глубине оценки ситуации. То есть повышение информированности ведет к повышению числа тех, кто вообще может принять решение выбрать этот ВУЗ и оценить факторы обучения в нем. Как следствие, увеличивается поток абитуриентов.

Рассмотрим задачу максимизации потока абитуриентов

при наложенных на область минимизации условиях r(s)=0 и , где , . Для качественной оценки, пока ограничимся двухпараметрической моделью (1, 2). В качестве ограничений  может выступать, например, средний размер незаконных материальных вложений, без которых в ВУЗе невозможно сдать экзамен. Ситуация  возможна только при , т.е. при недостаточном уровне информированности остается вероятность , т.е. потенциальный абитуриент предполагает, что , повышается фактор риска s2 и

.                                               (3)

Нестрогим ограничением g1(s) может являться желание выступать в качестве абитуриента ВУЗа, в который можно поступать как путем участия в олимпиаде, так и на общих основаниях, т.е. можно попробовать свои силы дважды. Ситуация g1(s)=0 возможна только при , т.е. при достаточном уровне информированности появляется вероятность , т.е. потенциальный абитуриент предполагает, что g1(s)>0, повышается вероятность благоприятного исхода s1 и

.                                    (4)

Распространенным методом решения задачи условной оптимизации функции  при наложенных ограничениях вида r(s)=0 и g(s)≥0 является создание вспомогательной функции вида  [4] и решение задачи , где R - набор штрафных параметров, Ф() - штрафная функция.

Минимум может быть глобальный, обусловленный , или локальный вдоль ограничений . В обоих случаях при увеличении информативности (I) абсолютная величина целевой функции улучшается, т.е. поток растет как за счет внутренних параметров модели (1, 2), так и за счет ограничений.

Увеличение потока приводит к улучшению качества образования ( ), то есть чем больше поток абитуриентов, тем выше конкурс, и тем более способные студенты будут зачислены. Из соотношений (3) и (4) следует, что , где

Оценим количественно пределы изменений и сравнительную важность других факторов , расширяющих модель (1, 2) и влияющих на качество абитуриентов, таких как:

1. i1 - наличие информации об условиях приема;

2. i2 - наличие информации об условиях обучения;

2. i3 - наличие общежития для иногородних студентов;

3. i4 - наличие льгот при поступлении, например для победителей олимпиад;

4. i5 - возможность компромиссных способов оплаты за образование, например, оплаты в рассрочку.

Экспертным путем оценим косвенное влияние этих параметров на критерий качества образования  и (табл. 2).

Таблица 2

Параметр (ik)

Важность параметра для оперативного управления

Важность параметра для стратегического управления

Суммарная важность параметров

Вес коэффициента

Средняя = 2

Высокая = 3

5

0,05

Низкая = 1

Средняя = 2

3

0,03

Низкая = 1

Средняя = 2

3

3

Низкая = 1

Средняя = 2

3

3

Низкая = 1

Средняя = 2

3

3


Вычисляем значение до внедрения ИС , оценив экспертно все параметры:

1. i1: до внедрения ИС всю информацию об условиях приема можно получить исключительно в стенах учебного заведения, таким образом примем ее равной 50%;

2. i2: до внедрения ИС информация об условиях обучения недоступна, следовательно критерий s2 равен 0;

3. i3, i4, i5: эти критерии напрямую не зависят от наличия ИС. Для решения задачи примем в обоих случаях, что величина этих критериев равна 0.

Тогда

Рассматриваем изменение одного (нескольких) параметров после внедрения ИС:

1. i1: после внедрения ИС стратегическую и информацию (например, количество бюджетных мест и поданных на них заявлений) можно получить, как явившись в приемную комиссию, так и через web-сайт, и следовательно величина этого критерия увеличивается и составляет примерно 70%;

2. i2: после внедрения ИС всю необходимую информацию можно получить с web-сайта, например, из форума студентов и выпускников, и, следовательно, можно принять величину критерия s2 не менее 20%;

Тогда

Оценивая сравнительную важность других параметров, примем

   и                         (3)

В результате, задавшись возможными значениями составляющих критериев, определим улучшение после внедрения (Vg) по каналу F:

.

Таким образом, внедрение ИС приведет к заметному улучшению качества образования, за счет увеличения качества абитуриентов.

3. Связи между учебными заведениями

Другим важным фактором, оказывающим влияние на качество образования, является качество внешних горизонтальных и вертикальных связей между учебными заведениями . Из способов взаимодействия учебных заведений можно выделить:

  1. Совместное участие в различных олимпиадах или их совместное проведение (a1);
  2. Совместное участие в научных семинарах (a2);
  3. Совместное участие в научных конференциях (a3);
  4. Совместительство преподавателей (a4);
  5. Поточно читаемые лекции преподавателем, являющемся высококвалифицированным специалистом в своей области, для студентов различных учебных заведений (a5);
  6. Совместное использование аудиторных и лабораторных баз (a6);
  7. Профориентационная работа (a7);
  8. Согласованность учебных планов между учебными заведениями (a8), например, при продолжении образования в ВУЗе после СПО.

Таким образом, взаимодействие учебных заведений между собой можно представить следующим кортежем A{a1, a2, a3, a4, a5, a6, a7, a8}. Влияние этих связей на качество образования оценим экспертным путем (таблица 3).

Таблица 3

Параметр (ak)

Важность параметра для оперативного управления

Важность параметра для стратегического управления

Суммарная важность параметров

Вес коэффициента

Низкая = 1

Средняя=2

3

0,03

Низкая=1

Средняя=2

3

0,03

Низкая=1

Средняя=2

3

0,03

Средняя=2

Средняя=2

4

0,02

Средняя=2

Высокая=3

5

0,05

Низкая = 1

Низкая = 1

2

0,02

Средняя=2

Высокая=3

5

1

Низкая=2

Средняя=1

3

0,03


Вычисляем значение до внедрения ИС , оценив экспертно все параметры:

1. a1: часто информация о проводимых олимпиадах доводится до кафедр общенаучных дисциплин, а на выпускающие кафедры приходит с опозданием. Следовательно, невозможно произвести качественную подготовку студентов и нет смысла участвовать в олимпиаде, то есть , где n - число олимпиад по обще-научным дисциплинам, k - число олимпиад по специализированным дисциплинам, N=n+k - общее число олимпиад. Например, исходя из разумного числа олимпиад 8 в год (N), 3 является специализированными (k), а остальные общенаучными (n), тогда ;

2. a2: многие учебные заведения ведут научную работу со студентами. Без ИС с оперативным выводом на web-интерфейс другие учебные заведения не имеют информации, в каких направлениях проводится эта работа. Таким образом, не возникает возможность и необходимость совместной работы или обмена опытом, т.е. параметр a2 до внедрения ИС равен 0;

3. a3: на практике информация о той или иной научной конференции поступает непосредственно перед самым ее проведением и, как следствие, материалы к конференции невозможно подготовить в срок. Однако конференция появляется в плане ВУЗа-организатора за год или полгода до ее фактического проведения. Таким образом имея заранее информацию о том где и какая конференция пройдет, можно с большей вероятностью подготовить материалы, т.е. , где n - число студентов, участвующих в конференции, ВУЗа-организатора, k - число студентов, участвующих в конференции, другого учебного заведения. Для разумных значений числа конференций на территории за год ;

4. a4: если преподаватель читает много разнородных дисциплин, то это снижает качество образования за счет поверхностного освоения преподавателем дисциплин. Если же преподаватель читает в разных учебных заведениях одни и те же дисциплины, то это положительно влияет на качество образования. При наличии информационной системы руководители учебных заведений могут предлагать работу по совместительству только специалистам в этой области. При отсутствии ИС, нет информации о специализации преподавателей и, чаще всего, по совместительству преподаватели читают непрофильные для них дисциплины. Таким образом, совместительство наносит ущерб качеству образования , где n - число преподавателей, читающих непрофильные дисциплины, k - число преподавателей, читающих профильные дисциплины, N - общее число преподавателей. Для наблюдаемого учебного заведения a4, находится в пределах ;

5. a5: если специалист читает лекцию для потока студентов, это экономит его время, то есть дает возможность для более тщательной подготовки к лекциям. Но возможность обеспечения лекции для потока студентов разных ВУЗов возможно только при совмещении и согласовании учебных планов и расписаний разных учебных заведений. На практике без ИС она отсутствует, т.е. стремится к 0;

6. a6: периодически возникает такая ситуация что для постановки новых лабораторных работ одно учебное заведение не имеет необходимой базы, а в другом месте эта база есть. При отсутствии точной информации о наличии оборудования и загруженности аудитории ее использование другим учебным заведением невозможно, следовательно до внедрения ИС этот показатель стремится к 0;

7. a7: этот показатель будет более высоким, если профориентационную работу проводить, кроме школьников, для студентов НПО и СПО, которые смогут продолжить обучение по своей специальности. Следовательно она будет более эффективной при наличии информации о выпускающих специальностях. Оценка данного критерия производится исключительно экспертным путем. Оценим без ИС величину этого параметра порядка 3 при пределах изменения от 0 до 5;

8. a8: обеспечить согласованность учебных планов возможно только при их доступности, таким образом до внедрения ИС эта величина также равна 0.

Тогда .

Рассматриваем изменение параметров при внедрении ИС:

1. a1: после внедрения ИС информация поступает оперативнее, таким образом возможна подготовка студентов к большей части специализированных олимпиад. ;

2. a2: при наличии необходимой информации можно приглашать участвовать в научных семинарах студентов других учебных заведений. , где n - количество семинаров с участием приглашенных лиц, N - общее количество семинаров. ;

3. a3: при своевременном поступлении информации можно подготовить больше работ для конференций. ;

4. a4: для данного параметра наблюдается аналогичная ситуация. ;

5. a5: при совмещении с помощью ИС расписаний разных учебных заведений можно организовать поточно читаемую лекцию, тогда , где n - количество поточно читаемых лекций по данной дисциплине, N - общее количество лекций по данной дисциплине.;

6. a6: для данного параметра наблюдается аналогичная ситуация, тогда , где n - количество лабораторных занятий с применением арендуемой лабораторной базы, N - общее количество лабораторных занятий.;

7. a7: при наличии необходимой информации профориентация проводится более качественно и, соответственно, ее можно оценить на 4;

8. a8: после внедрения ИС этот параметр можно оценить как , где n - количество согласованных дисциплин, N - общее количество дисциплин.

С учетом изложенного выше, .

Принимая во внимание (3) и задавшись возможными значениями составляющих критериев, определим улучшение после внедрения (Vg) по каналу A:

Таким образом, внедрение ИС может привести к заметному улучшению качества образования, вследствие развития связей между учебными заведениями.

Общий вывод заключается в следующем. Проведен расчет составляющих критерия качества образования в зависимости от воздействия внешнего окружения. Для двух внешних информационных потоков экспертным путем произведена идентификация и качественная оценка факторов, влияющих на критерий качества образования. Показано и на примере произвольных, но лежащих в разумных пределах, входных данных количественно оценено улучшение качества образования в учебном заведении при внедрении ИС, воспринимающей и формирующей внешние информационные потоки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Мясникова С.А., Суслина А.В. Информационная система для обеспечения учебного процесса // Молодежная наука Верхнекамья: Материалы 3-й региональной научной конференции.- Березники, 2006.- С.92-95.
  2. Мясникова С.А., Суслина А.В. Моделирование информационной системы обеспечения учебного процесса // Математические методы в технике и технологиях: Материалы 19-й международной научной конференции, Т.4. Воронеж, 2006, с.230-232.
  3. Акулов О.А., Медведев Н.В. Информатика. Базовый курс.- М.: Омега-Л, 2006.- 560 с.
  4. Затонский А.В. Численные методы. Теоретические основы и примеры реализации методов. - Пермь: ПГТУ, 1998.- 103 с.



c78089d0

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

ОЦЕНКА ГИДРОХИМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ЮЖНОЙ ЯКУТИИ

Проведена работа по полевому и лабораторному изучению современного гидрохимического состояния воды и донных отложений рек зоны воздействия угледобывающего промышленного комплекса Южной Якутии. На основе анализа результатов исследований дана оценка качества данных водотоков. Установлено загрязнение нормируемого содержания некоторых компонентов воды естественного и техногенного характера. ...

25 05 2020 13:32:10

Методы лазеротерапии при астматическом бронхите

Статья в формате PDF 110 KB...

18 05 2020 6:21:57

CLAMIDIOSIS AND UREAPLASMOSIS AT MOTHERS AND THE BIRTH OF CHILDREN WITH ILLNESS OF DOWN

Статья в формате PDF 108 KB...

16 05 2020 21:21:21

КАЩЕНКО МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ

Статья в формате PDF 319 KB...

11 05 2020 5:42:57

ПЕТРОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МЕТАЛЛОГЕНИИ ЗОЛОТА

Статья в формате PDF 298 KB...

10 05 2020 23:28:49

ПРИМЕНЕНИЕ СВЕРХПРОВОДНИКОВ В ЭНЕРГЕТИКЕ

Статья в формате PDF 267 KB...

01 05 2020 7:42:43

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОХОТНИЧЬЕ-ПРОМЫСЛОВЫХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ПРИ ОСВОЕНИИ ЧАЯНДИНСКОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО УЧАСТКА (ЗАПАДНАЯ ЯКУТИЯ)

В сообщении представлены сведения о трансформации населения охотничье-промысловых млекопитающих при освоении Чаяндинского лицензионного участка ( Западная Якутия). Материалы собраны в 2009–2011 гг. В результате проведенных учетных работ и опросных сведений на территории лицензионного участка выявлено обитание 10 видов охотничье-промысловых млекопитающих из 20 видов, обитающих на территории Западной Якутии. На настоящий момент существенных изменений численности охотничье-промысловых животных на лицензионном участке не происходит. В целом воздействие геологоразведочных работ на нефть и газ носят локальный характер. ...

30 04 2020 4:27:32

ОПТИМИЗАЦИЯ UTRA АЛГОРИТМА МЯГКОГО ХЭНДОВЕРА СЕТИ WCDMA

Статья в формате PDF 221 KB...

26 04 2020 17:33:45

ИММУНИТЕТ И РАЗЛИЧНЫЕ СТАДИИ СТРЕССОРНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Изучение иммунитета при стрессе является правомерным в оценке адаптивных систем организма и его резервных возможностей. На основании анализа функциональных возможностей иммунитета можно воздействовать на адаптивные системы и прогнозировать течение стресс-реакции. ...

22 04 2020 14:30:55

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА МИКРОКЛИМАТА ПОМЕЩЕНИЙ

Статья в формате PDF 237 KB...

17 04 2020 14:44:36

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ: АЛГОРИТМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Статья в формате PDF 157 KB...

14 04 2020 14:37:28

MANAGEMENT OF KNOWLEDGE IN EDUCATIONAL PROCESS

Статья в формате PDF 133 KB...

13 04 2020 18:15:49

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ И КАЧЕСТВО КУРОРТА

Научно-технический прогресс приносит новый блага цивилизации и ставит новые проблемы перед ней. Автомобильный транспорт дал людям высокую степень мобильности и комфорта, за которые, однако, приходится расплачиваться ухудшением экологии. В статье изучена динамика роста численности автомобильного и грузового транспорта в городе Сочи и тот ущерб, который транспорт наносит экологии сочинского региона. ...

08 04 2020 7:51:30

Природа времени

Данная работа посвящена обоснованию несостоятельности современных путей решения вопроса о природе времени. Авторами показана абстрактность этих подходов, а также подчеркивается, что при создании научных теорий, описывающих материю, присутствует идеализация времени. Необходимо отметить, что в процессе решения данного вопроса нельзя забывать о сущности материи. До тех пор пока не будет понимания сущности материи, не будет понимания и природы времени. Поэтому авторы предлагают не создавать отдельных гипотез природы времени, а направить силы на понимание сущности материи. Для этого необходимо рассмотреть в более широком аспекте саму материю и те типичные процессы, в которые она включается. Только через решение вопроса о сущности материи можно прийти к пониманию природы времени. ...

06 04 2020 7:53:59

ОГНЕСТОЙКИЕ НЕНАСЫЩЕННЫЕ ПОЛИЭФИРЫ

Статья в формате PDF 109 KB...

02 04 2020 15:33:33

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ В СЛОЖНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ «ХИЩНИКЖЕРТВА»

В настоящей работе рассматриваются сложные иерархические системы «хищник -жертва - продуцент». В основу исследования таких систем положены достаточно хорошо известные экспериментальные данные, собранные компанией « Гудзонов залив» за более чем столетний период. На нижнем уровне сложной иерархической системы исследуется влияние солнечного потока на скорость роста продуцентов (деревьев, кустарников и т.д.). Показана возможность стохастических колебаний в многоуровневой системе. Подтверждена ранее высказанная гипотеза о возможности колебаний в системе «жертва -продуцент». Математическая модель описывает широкий спектр процессов и явлений, которые характерны для сложных экологических систем. ...

31 03 2020 5:50:54

РОБАСТНАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ ДИСКРЕТНОИМПУЛЬСНЫХ СИСТЕМ

Статья в формате PDF 126 KB...

30 03 2020 21:52:22

К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ, ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ВЛАЖНОСТИ И ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА НА ДАВЛЕНИЕ ВОЗДУХА В ШИНЕ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ

Исследованы вопросы влияния давления, относительной влажности и температуры атмосферы на давление воздуха в шине 175/70R13 легкового автомобиля В А З на основании данных Г У « В Н И И Г М И- М Ц Д» по постам (станциям) о температуре воздуха, относительной влажности и атмосферном давлении на уровне станции по природно – климатическим поясам России. Вопросы влияния климатических характеристик на давление в автомобильных шинах рассмотрены для летнего периода, который является наиболее нагруженным в году периодом в плане эксплуатации автомобиля. Исследования выполнены методом случайной выборки с использованием данных срочных наблюдений по постам Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Изменения давления в шине в течение рабочей смены значительно влияют на управляемость, надежность и экономическую эффективность эксплуатации автотранспорта. ...

23 03 2020 1:12:43

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПОНИМАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ

Предложен новый подход к построению педагогической системы учителя. Выделена ее основная цель: формирование навыка понимания. Предложен путь ее реализации, включающий согласование целей обучения, разработку новой программы и новых форм и методов обучения. Выявлены некоторые трудности обучения, затрудняющие формирование навыка понимания. ...

17 03 2020 19:23:41

ПЕТРОЛОГИЯ, ГЕОХИМИЯ И ФЛЮИДНЫЙ РЕЖИМ АНОРОГЕННЫХ ГРАНИТОИДОВ САНГИЛЕНА

Приведены данные по петрологии и потенциальной рудоносности умеренно-щелочных гранитоидов Нагорного Сангилена, которые по сумме признаков отнесены к анорогенному типу. Показано ведущее значение в генерации этих фельзических интрузивных образований флюидного режима, в котором доминирующую роль играли концентрации плавиковой кислоты. ...

15 03 2020 7:37:32

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 149 KB...

11 03 2020 12:53:47

ПИЩЕВЫЕ ВОЛОКНА СКОРЦОНЕРА И ОВСЯНОГО КОРНЯ И ИХ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Изучен химический состав нетрадиционного инулинсодержащего сырья Scorzonera hispanica L. и Tragopogon porrifolius L. Получены полисахаридные концентраты и установлена их антибактериальная и гипогликемическая активности. Прогнозируется их использование в качестве лечебно-профилактических комплексов. ...

09 03 2020 3:26:26

АНТИМИКРОБНЫЕ СВОЙСТВА СУХИХ ЭКСТРАКТОВ ИЗ СЫРЬЯ ВИДОВ РОДА VERONICA L.

Статья посвящена вопросам изучения антимикробных свойств природных биологически активных соединений – флавоноидов и фенолкарбоновых кислот, извлекаемых методом вихревой турбоэкстракции из сырья растений рода Veronica L. (сем. Scrophulariaceae Juss.) Предуралья. На основании проведенного исследования авторы делают вывод о возможности применения растительного сырья Veronica L. в медицинской практике. ...

06 03 2020 9:34:27

МИГРАЦИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ ЧЕРЕЗ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Статья в формате PDF 110 KB...

05 03 2020 21:44:43

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСВОЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА

Статья в формате PDF 91 KB...

03 03 2020 15:15:19

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС «ПРАКТИКУЮЩИЙ ВРАЧ»

Статья в формате PDF 251 KB...

24 02 2020 3:30:40

ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ В ПЕРИОД ИХ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Исследованы изменения физиологических показателей школьников в условиях их работы за компьютером в течение учебного года. Дан сравнительный анализ изменений физиологических показателей школьников, отличающихся эмоциональной устойчивостью. Получены результаты, свидетельствующие о неблагоприятном влиянии условий работы за компьютером на школьников младших классов осенью и весной. ...

19 02 2020 20:13:14

ПРЕПАРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ СИНТЕЗА СУЛЬФИДОВ МЕТАЛЛОВ В СРЕДЕ Н-АЛКАНОВ

Разработаны препаративные методы синтеза сульфидов металлов в среде жидких н-алканов. Представлены результаты «дробного» и «свернутого» методов синтеза сульфидов металлов. Состав соединений установлен методами химического, рентгенофазового и рентгенофлуоресцентного анализов. ...

17 02 2020 0:48:18

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

В настояще время весьма актуальной является задача поиска, отбора, поддержки и развития интеллектуально одарённых детей. « Трёхкольцевая модель одарённости» Рензулли включает следующие компоненты: высокий уровень интеллекта, креативность и усиленную мотивацию. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и особой педагогической поддержки. В современной практике обучения используются педагогические стратегии и программы, которые предусматривают высокий уровень развития мыслительных процессов, совершенствование творческих способностей и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. Процесс обучения одарённых детей требует создания особой образовательной среды. Ключевой фигурой в создании такой среды является учитель. Функция педагога состоит в сопровождении и поддержке, развитии личности ученика. Продуктивность взаимодействий обеспечивается включённостью ученика и учителя в общую целенаправленную деятельность. ...

14 02 2020 2:49:27

СОСТОЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОКИСЛИТЕЛЬНОВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У БОЛЬНЫХ ОСТРЫМ ХОЛЕЦИСТИТОМ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

Под наблюдением автора было 262 больных острым холециститом. Обсуждаются вопросы адаптации больных к условиям операционного и послеоперационного периодов, которая зависит от окислительно-восстановительных процессов, обусловленных функционированием ферментативных систем, гипоксии тканей, снижения приспособительных реакций, особенно выраженных у лиц старше 50 лет. В контрольной группе (178) больных уже при поступлении в клинику намечалась тенденция к снижению Р О2 в подкожно-жировой основе, а в момент операции оно было выраженным и устойчивым, которое держалось в течение 6 дней. Так же на всем протяжении послеоперационного периода у больных наблюдалось уменьшение кислородной емкости крови, концентрации SH-групп в плазме крови, только к моменту выписки эти показатели приближались к норме. Концентрация молочной и пировиноградной кислот крови тоже было повышенным. В исследуемой группе (84) больных, которые получали в комплексном лечении во время операции и послеоперационном периоде ганглиоблокаторы и гепарин, напряжение кислорода во время операции повышалось на 68%, повышение сохранялось 2-3 дня, а к концу 5 дня р О2 было в пределах нормы. Намечалась тенденция увеличения кислородной емкости крови и SH-групп в плазме. Не смотря на то, что при поступлении лактат и пируват были выше контроля, уже в первый день после операции эти показатели были ниже контрольных. Автор делает вывод о том, что применение в комплексном лечении ганглиоблокаторов и гепарина, позволяло улучшать кислородный баланс крови и ткани и, улучшать окислительновосстановительные процессы, адаптацию организма больного к стрессовым условиям, что способствовало снижению процента послеоперационных осложнений и летальности. ...

12 02 2020 4:49:11

О ТИПАХ И ВИДАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья в формате PDF 151 KB...

10 02 2020 23:12:50

ЛАЗЕР КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Статья в формате PDF 311 KB...

06 02 2020 13:12:10

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

Статья в формате PDF 145 KB...

31 01 2020 20:58:11

МЕЛКИЕ МЛЕКОПИТАЮЩИЕ В ТРАНСФОРМИРОВАННЫХ УРБАНИЗАЦИЕЙ ЛЕСНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ

По комплексу признаков оценили трансформированные урбанизацией лесные фитоценозы, и населяющие их сообщества мелких млекопитающих в лесопарково-парковой зоне крупного промышленного центра. Выявили, что хотя и наблюдаются общие закономерности в группировке фито- и зооценозов в зависимости от уровня и характера урбаногенного воздействия, но между ними нет полного соответствия. Специфика сообществ мелких млекопитающих определяется не только эдафо-растительными условиями. Ведущим параметром в трансформации сообществ является рекреация и сопровождающие ее факторы. ...

30 01 2020 22:17:27

РЕУТОВ ВАЛЕНТИН ПАЛЛАДИЕВИЧ

Статья в формате PDF 320 KB...

25 01 2020 2:41:56

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИДАКТИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статья в формате PDF 164 KB...

24 01 2020 15:40:15

ИЛЬМУШКИН ГЕОРГИЙ МАКСИМОВИЧ

Статья в формате PDF 293 KB...

20 01 2020 21:49:41

КОНВЕКЦИЯ СМЕСЕЙ В МАГНИТНОМ ПОЛЕ

Получены уравнения конвекции и конвективной диффузии двухкомпонентных смесей в магнитном поле. Исследованы различные частные случаи. Решена задача о конвективном движении смеси вблизи вертикальной пластины, на поверхности которой происходит гетерогенная химическая реакция. Библиогр. 4 назв. ...

18 01 2020 21:55:38

ПРИМЕНЕНИЕ ПАКЕТА MATHСAD ПРИ ОБУЧЕНИИ СТОХАСТИКЕ

Статья в формате PDF 120 KB...

16 01 2020 17:43:57

МЕДИЦИНСКАЯ ПИЯВКА (HIRUDO MEDICINALIS L.) В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Медицинская пиявка (Hirudo medicinalis L.) относится к классу пиявок (Hirudinea) подклассу настоящих пиявок (Euhirudinea) отряду челюстных пиявок (Ghathobdellidae), роду Hirudo. Более 30 веков она использовалась человеком как лечебное средство. В России велик опыт клинического применения пиявки (гирудотерапия), его расцветом считаются 18-19 века, когда по экспорту пиявки Россия занимала место, равное злаковым культурам, что являлось существенной статьей дохода государственной казны. В статье показаны оптимальные условия среды для обитания медицинской пиявки и возможные лимитирующие факторы ее распространения и численности. Сегодня основной причиной снижения численности пиявки в Краснодарском крае является антропогенный фактор. Так браконьерский вылов Hirudo medicinalis привел к сильному подрыву ее популяции в большинстве районов Краснодарского края, по сравнению с серединой 90-х годов, ее численность снизилась до 10 раз. В 2002 г. губернатором Краснодарского края А. Н. Ткачевым было выпущено постановление №955 « Об изучении и сохранении медицинской пиявки на территории Краснодарского края». Важным условием сохранения медицинской пиявки в нашем крае является введение запрета на ее вылов на территории Ростовской области, куда в последнее время сместились рынки нелегальной торговли пиявкой. Идеальным вариантом стал бы запрет на ловлю пиявки во всем Южном федеральном округе и принятие коллективных мер по ее охране. ...

14 01 2020 21:28:22

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА И ШКОЛА

Статья в формате PDF 307 KB...

12 01 2020 12:24:45

АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в формате PDF 129 KB...

07 01 2020 13:39:25

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!