IT-Reviews    

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА РАСПРЕДЕЛЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА В РАЗВИТИИ МЕНТАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ

Бойченко Г.Н. Гуревич Л.И. Кундозерова Л.И. Статья в формате PDF 115 KB

Нарастающая динамика глобализации и интеграции образовательных процессов, детерминированная интенсивным внедрением новейших информационных и телекоммуникационных технологий, обусловливает необходимость разработки инновационных педагогических моделей и систем реализации концепции открытого образования с учетом приоритетов развития личности в период становления общества знания. Современное киберпространство как глобальное информационное поле и новая универсальная биоэлектронная среда обитания людей, важнейшим компонентом которого является Интернет, выступает одним из ключевых факторов трансформации существующей образовательной парадигмы. В данном контексте особую актуальность приобретает проблема разработки методологических оснований стратегии управления жизненным циклом распределенного образовательного проекта как гибкой динамичной гетерогенной открытой педагогической системы организации взаимодействия на базе современных технологий, средств и сервисов сети Интернет в развитии ментального пространства личности.

С точки зрения системного подхода распределенный образовательный проект и процесс его реализации являются сложной метасистемой, в которой сам проект выступает как управляемая система, а управляющей системой является управление проектом. Управление распределенными образовательными проектами - это методология организации, планирования, руководства, координации ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта для достижения дидактических целей с использованием современных методов и средств Интернет-технологий. Развитие методов управления проектами от техники сетевого планирования до системного управления функциями и подсистемами проекта, позволили актуализировать дидактический потенциал распределенного образовательного проекта в процессе личностно- и социально-профессионального становления обучаемого. Проекты, в которых обучаемый должен успешно выполнять различные роли и функции, являются по своему масштабу малыми или средними, по срокам реализации краткосрочными и среднесрочными, по типу - инновационными, по целевой ориентации - открывающими новые возможности улучшения качества открытого образования для подготовки к успешной деятельности в условиях становления нового общества, которое характеризуется как «сетевое», «информациональное», «компетентное».

Виртуальный офис распределенного образовательного проекта обеспечивает комплексное использование современных педагогических, информационных, коммуникативных и управленческих технологий для интеграции учебной, профессиональной и социальной сред функционирования проекта, что способствует формированию и развитию менталитета личности как иерархически высшей ступени ее становления [2]. Виртуальный офис распределенного образовательного проекта представляет сеть индивидуальных и коллективных акторов ‑ свободно взаимодействующих интеллектуальных агентов, разрабатывающих совместный проект [1]. Ядром виртуального офиса проекта является информационно-технологическая система управления базой знаний проекта, которая включает следующие компоненты: централизованное хранилище артефактов, создаваемых на отдельных этапах реализации проекта; архив, фиксирующий накопленные в ходе выполнения проекта знания и опыт, доступные для изучения и использования; единый пул рабочих ресурсов с настраиваемой системой классификации и управления правами доступа участников проекта.

Распределенный образовательный проект необходимо рассматривать как цикл инновационной деятельности, в которой особую значимость приобретают ценности организационной культуры, оказывающие существенное влияние на формирование и развитие ментального пространства личности и команды проекта с единой системой ментальных ценностей, норм и правил поведения, определяемых наличием общей цели [4; 5]. Совместно-творческая деятельность участников проекта способствует развитию организационной культуры проектно-технологического типа [3], в которой ценностями являются: миссия команды и видение проекта; общие цели и сплоченность команды в их достижении; знания и компетенции членов команды; плавающая роль лидера и готовность подчиняться, признавая полномочия тех, чьи знания и компетенции важны для достижения ключевых вех проекта. В качестве инструментария сотрудничества участников распределенного образовательного проекта, актуализирующих поиск и передачу знаний в процессе его реализации, а также свободный обмен идеями («нитевые дискуссии», связанные с проектами, документами, задачами; «встречи в сети»; согласованные «потоки работ») внутри и между уровнями организационной иерархии команды используются синхронные и асинхронные средства Интернет-коммуникации, персональные и групповые информационные менеджеры виртуального офиса проекта.

В распределенном образовательном проекте решаются две задачи: создаются целевые модели основного и вспомогательных бизнес-процессов виртуального образовательного учреждения (школы, вуза) и осваивается триада компетенций «проект - технология - рефлексия» [3]; оба результата этого проекта являются ценностями организационной культуры личности и команды. Ведущей стратегией управления жизненным циклом распределенного образовательного проекта является целенаправленное формирование и развитие Интернет-менталитета - устойчивых, глубинных оснований восприятия информации, мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, которые придают личности свойства уникальной неповторимости и способности самореализации в виртуальном мире путем освоения и создания ценностей организационной культуры общества знания [6].

На протяжении жизненного цикла распределенного образовательного проекта развитие организационной культуры команды проходит несколько стадий [7; 8] в соответствии с достигнутым уровнем зрелости процесса управления проектом:

  • начальный уровень - доминирует организационная «культура власти», в условиях формирования команды успех зависит от индивидуальных усилий и личных качеств лица, инициировавшего проект, единое ментальное пространство команды распределенного образовательного проекта отсутствует;
  • повторяемый уровень - переход от «культуры власти» к «культуре роли», участники проекта приобретают опыт актуализации компетенций, который воспроизводим в новых проектах, осуществляется «взаимное раскрытие» и познание уникальных особенностей индивидуальных ментальностей;
  • определенный уровень - характеризуется организационной «культурой задачи», процесс перестает зависеть от индивидуальных качеств отдельных участников и не может скатиться на более низкий уровень; начинается взаимное обогащение и конвергенция индивидуальных ментальных пространств членов команды проекта;
  • управляемый уровень - позволяет перейти к организационной «культуре личности», вывести взаимодействие членов команды проекта на уровень кооперации в едином ментальном пространстве проекта, поскольку установлены детальные количественные показатели на процесс разработки и качество продукта и процесс работы над проектом, и результаты проекта - понимаемы и контролируемы;
  • оптимизирующий уровень - самообучающаяся и саморазвивающаяся команда продолжает интенсивное совершенствование процесса на основе анализа текущих результатов и применения инновационных идей и технологий, достигается переход к организационной «культуре личности и задачи», общее ментальное пространство проекта детерминирует ведущее направление трансформации индивидуальных ментальностей в соответствии с приоритетными ценностями организационной культуры.

Таким образом, целенаправленное формирование общего ментального пространства команды распределенного образовательного проекта, способствующее развитию индивидуального ментального пространства личности, определяется следующими факторами: информационным взаимодействием индивидуальных и коллективных акторов между собой и с информационно-технологическими артефактами, создаваемыми на протяжении жизненного цикла проекта; процессами конвергенции и взаимообогащения индивидуальных ментальностей участников проекта; инновационными интеллектуальными Интернет-технологиями, применяемыми в качестве дидактического инструментария сопровождения проекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. БойченкоГ.Н., ГуревичЛ.И., КундозероваЛ.И. Конструирование виртуального пространства распределенного образовательного проекта // XVII Международная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании" ("ИТО-2007"). http://ito.edu.ru/2007/Moscow/III/1/III-1-7101.html
  2. ГершунскийБ.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 768 с.
  3. НовиковА.М., НовиковД.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: «Эгвес», 2004. - 120 с.
  4. ХолоднаяМ.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 272с.
  5. ШадриковВ.Д. Ментальное развитие человека. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 284 с.
  6. ШейнЭ. Организационная культура и лидерство. 3-е изд. / Пер. с англ. Под ред. Т.Ю.Ковалевой. - СПб.: Питер, 2007. - 336 с.
  7. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide) - Third Edition, Paperback. Project Management Institute, 2004. 388 p.
  8. HandyC.B. Understanding Organizations. Fourth Edition. Harmondsworth, Penguin Books, 1993. 448 p.



c78089d0

Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Новые виды рыбопродуктов

Статья в формате PDF 115 KB...

17 05 2020 15:55:22

О ЗАКОНЕ АРХИМЕДА

Статья в формате PDF 161 KB...

13 05 2020 4:26:34

ВИНОКУРОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ

Статья в формате PDF 285 KB...

04 05 2020 21:30:33

МОТИВАЦИЯ ТРУДА В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Статья в формате PDF 214 KB...

02 05 2020 11:28:37

НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ТЕОРИИ РАДИОАКТИВНОСТИ

Статья в формате PDF 83 KB...

30 04 2020 5:57:24

АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ БЫТИЯ НООСФЕРЫ

Статья в формате PDF 110 KB...

28 04 2020 13:15:36

НОВЫЙ СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО ЛЕЧЕНИЯ ПАХОВЫХ ГРЫЖ

Статья в формате PDF 114 KB...

27 04 2020 10:55:20

COMPUTERIZED FORECASTING MYOCARDIAL INFARCTION AND INSULT

Статья в формате PDF 119 KB...

24 04 2020 20:57:50

ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ: АССОЦИАЦИЯ ГЕНОТИПА ПО ЛОКУСУ TAG 1A DRD2

В работе впервые приведены сведения об особенностях аудиогенной чувствительности и поведения в «открытом поле» двух групп крыс, гомозиготных по локусу TAG 1A DRD2. ...

14 04 2020 15:12:33

СТРУЙНОЕ ДЕМПФИРОВАНИЕ

Статья в формате PDF 125 KB...

07 04 2020 19:21:29

САТУРАТОРЫ ИНЖЕКТОРНОГО ТИПА

Статья в формате PDF 91 KB...

03 04 2020 20:28:56

ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КИБЕРТЕРРОРИЗМУ

Статья в формате PDF 262 KB...

25 03 2020 15:57:40

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: КРИЗИС ЧТЕНИЯ

Статья в формате PDF 265 KB...

22 03 2020 7:49:23

НОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ЗУБНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ

Статья в формате PDF 112 KB...

21 03 2020 16:57:16

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕМЯН ОБЛЕПИХИ НА ПИЩЕВЫЕ ЦЕЛИ

Статья в формате PDF 100 KB...

05 03 2020 4:37:19

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Статья в формате PDF 149 KB...

26 02 2020 4:58:31

КРАСОТА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ

Статья в формате PDF 339 KB...

16 02 2020 16:36:18

ГРЕХОПАДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОАНАЛИЗА

Статья в формате PDF 92 KB...

12 02 2020 19:57:31

ПОЛИАРИЛАТЫ С ПОВЫШЕННОЙ ХИМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ

Статья в формате PDF 109 KB...

10 02 2020 16:52:33

АНАЛИЗ ФАРМАКОТОКСИЛОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ ЭТАЦИЗИНА И ДИМЕФОСФОНА ПРИ ХРОНИЧЕСКОМ СТРЕССЕ

В работе исследовали влияние этацизина и димефосфона на смертность белых мышей и динамику поведенческих реакций в условиях хронического гиподинамического стресса. Показано токсическое влияние этацизина: увеличение смертности животных и негативное влияние на поведенческие реакции. Димефосфон не оказывал влияния на летальность и проявлял стресспротекторное ...

03 02 2020 5:29:15

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Статья посвящена авторской методологии прогнозирования экономического потенциала региона на примере Краснодарского края. В ходе научных исследований был разработан оригинальный математический аппарат, позволяющий оценить основные экономические показатели региона, который применяется для социально-экономического прогноза региона на текущий и перспективный периоды. Описательная часть содержит основные подходы и этапы эффективного экономического прогнозирования региона. ...

27 01 2020 6:21:43

КОМПЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕРАПИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ГЕПАТИТА

Статья в формате PDF 106 KB...

21 01 2020 21:14:15

ЭПИДЕМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИСТА

Статья в формате PDF 116 KB...

18 01 2020 13:52:42

МЕТОДЫ УПРОЧНЕНИЯ ИОННО-ПЛАЗМЕННОЙ ОБРАБОТКОЙ

Статья в формате PDF 259 KB...

07 01 2020 7:42:20

ОЧИСТКА СТОЧНЫХ ВОД НА АВТОМОЙКЕ

Статья в формате PDF 254 KB...

03 01 2020 22:39:56

ВЛИЯНИЕ ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Статья в формате PDF 267 KB...

02 01 2020 19:37:30

Еще:
Обзоры -1 :: Обзоры -2 :: Обзоры -3 :: Обзоры -4 :: Обзоры -5 :: Обзоры -6 :: Обзоры -7 :: Обзоры -8 :: Обзоры -9 :: Обзоры -10 :: Обзоры -11 ::

Последовательность подготовки научной работы может быть такой:

Выбор темы. Это важный этап. Во-первых, тема должна быть интересна не только вам, но и большинству слушателей, которым вы будете её докладывать, чтобы вы видели заинтересованность в их глазах, а не откровенную скуку.

Выбор целей и задач своей научной работы. То есть, нужно сузить тему. Например, тема: «Грудное вскармливание», сужение темы: «Грудное вскармливание среди студенток нашего ВУЗа». И если общая тема мало кому интересна, то суженная до рамок собственного института или университета, она становится интересной практически для всех слушателей. Целью может стать: «Содействие оптимальным условиям вскармливания грудью детей студентов нашего ВУЗа», а задачей — доказать, что специальные условия, созданные для кормящих студенток, не помешают их успеваемости, но уменьшат количество пропусков, академических отпусков и способствуют выращиванию здоровых детей — нашего будущего. Понятно, что эта тема подходит для студентов медицинских и педагогических ВУЗов, но и в других учебных учреждениях можно найти темы, интересные всем.

Разработать методы исследования и сбора информации. В случае с естественным вскармливанием, скорее всего, это будет анкетирование студенток, имеющих детей.

Систематизировать материал и подготовить презентацию.

Подготовиться к выступлению.

Выступить и получить: награду, удовольствие и опыт, чтобы в следующем году выступить ещё лучше и сорвать шквал аплодисментов, стать узнаваемым, а значит — более конкурентоспособным!